На Международную космическую станцию 2 марта 2025 года корабль «Прогресс МС-30» доставил новейший скафандр «Орлан-МКС» №6. Это первая модель, оснащённая современной системой климат-контроля и полностью отечественным ЖК-дисплеем для мониторинга всех параметров жизнеобеспечения.
«Орлан-МКС» №6 заменил отработавшие свой срок модели №4 и №5. Это уже шестой представитель легендарной линейки «Орлан», история которой началась ещё в 1960-х годах.
Первые российские скафандры носили названия благородных птиц — «Беркут», «Ястреб», «Сокол». А история «Орлана» началась с неудачной советской лунной программы, когда инженеры создали уникальный полужёсткий скафандр «Кречет». Хотя на Луну он так и не полетел, его технологии легли в основу современных скафандров орбитальных станций.
Аббревиатура МКС в названии расшифровывается как «модернизированный, компьютеризированный, синтетический». «Орлан-МКС» №6 оснащён инновационной герметичной оболочкой из специального материала, способного выдержать экстремальные космические температуры от -150°C до +120°C. Система автоматической терморегуляции скафандра функционирует как климат-контроль, поддерживая комфортную температуру для космонавта за счёт регулировки температуры воды в системе охлаждения.
Главная особенность новой модели — отечественный ЖК-дисплей, отображающий все важные параметры: температуру, давление, герметичность и заряд систем. Тестирование скафандра по 50 параметрам теперь занимает всего 30 секунд, а при любой нештатной ситуации срабатывает звуковая сигнализация.
Надевать скафандр стало проще — космонавты заходят через специальный люк сзади, как в мини-подлодку.
Рекордсмен по времени пребывания в космосе Олег Кононенко предложил несколько улучшений: изменить форму кирасы на трапециевидную для удобства надевания, добавить сменные рукава под разный рост и комплекцию, встроить видеокамеры прямо в шлем для лучшего обзора. Также Кононенко предложил оснастить скафандр важной деталью на случай ЧП.
Необходимо интегрировать внутрь скафандра реактивную установку для возвращения к станции космонавта при потере контакта с поверхностью МКС.
Скафандр «Орлан-МКС» №6 является результатом более чем 50 лет инженерных разработок и исследований в области космической техники.
Он обладает высокой надёжностью и способен выдерживать как смертоносные солнечные вспышки так и удары микрометеоритов. «Орлан» обеспечивает защиту от экстремальных температур и радиации, а также поддерживает жизнедеятельность человека в условиях вакуума, что делает его незаменимым инструментом для работы в открытом космосе.
Читать ещё материалы по теме:
Новый скафандр «Орлан-МКС» №6: мини-космический корабль для выхода в открытый космос
Сейчас на главной
Полвека контрактной сборки сложных автомобилей — и внезапная пауза без новых заказов
Замерзающие замки, спорная трансмиссия и эргономика, которая утомляет в дальней дороге
Цены выросли, оснащение богаче, Россию ждёт параллельный импорт
На расход батареи влияют стиль вождения и высокая скорость
Производство откроют на автозаводе в Калининграде
Автомобили продержались на отечественном рынке чуть больше двух лет
Документы оформили на клон Geely Preface под названием Volga C50
Исследование показывает разворот потребительских предпочтений на фоне изменений в экономике и регулировании
Президент назвал эту меру попыткой Минфина получить допдоход для технологического развития
Для автомобилей из КНР могут создать единую цифровую базу деталей с привязкой к VIN
Разбираемся, куда идти с первым иском, кто и сколько в итоге платит за разбирательства
Автоэксперт объяснил, почему ассистенты могут мешать водителю на скользкой дороге