Защитит перспективные авиадвигатели от отказов: умную диагностику разработали инженеры ПНИПУ и «ОДК-Авиадвигатель»

Новая технология превзошла авиационные стандарты в десять раз

Учёные Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) совместно со специалистами «ОДК-Авиадвигатель» разработали программный адаптивный наблюдатель, способный в реальном времени компенсировать отказы датчиков авиационного двигателя. Новая технология повышает надёжность систем управления без увеличения массы, энергопотребления и стоимости двигателя.

ПД-35
ПД-35

Традиционные методы обеспечения надёжности — дублирование измерительных каналов — не исключают риска одновременного отказа резервных датчиков и сопряжены с ростом конструктивной сложности. В отличие от них, предложенное решение основано на адаптивной математической модели двигателя, которая непрерывно корректируется с учётом текущих условий работы, включая температуру, режимы и износ компонентов.

Алгоритм функционирует в два этапа: сначала формируется и уточняется модель двигателя, максимально приближенная к физическому объекту, затем система подавляет измерительные шумы и помехи. При отказе одного или нескольких датчиков их показания заменяются прогнозными значениями.

Испытания проводились на промышленном стендовом комплексе в наблюдательном режиме — без вмешательства в управление двигателем. Тестирование охватывало все основные режимы работы, от минимального до взлётного. По результатам, расхождение между реальными измерениями и расчётами алгоритма не превысило 0,008%, что в десять раз лучше требований действующих авиационных стандартов. Система также продемонстрировала устойчивость к внешним возмущениям.

Заведующий кафедрой прикладной математики ПНИПУ Владимир Первадчук подчеркнул, что технология особенно актуальна для перспективных двигателей, где растут требования к надёжности систем управления.

Читайте ещё материалы по теме:

Источники
Газета.ru

Сейчас на главной