В Санкт-Петербурге компания «Розетки СПб» запатентовала уникальную модель зарядной станции с функцией майнинга криптовалют. Устройство позволяет пользователям получать цифровую валюту в процессе зарядки электромобиля.
Станция оснащена модулем майнинга, использующим хеширование для генерации новых блоков в блокчейне. Разработчики уверяют, что таким образом можно добывать популярные криптовалюты, такие как Bitcoin и Ethereum.
Чтобы предотвратить перегрев оборудования, станции оборудованы специальными системами охлаждения, схожими с теми, что используются на майнинг-фермах и в серверных. По мнению создателей, часть средств, получаемых от майнинга криптовалют, может покрыть затраты на зарядку, что выгодно как владельцам электромобилей, так и различным предприятиям.
Как указывается в патентной документации, «Розетки СПб» стали первыми, кто объединил зарядку электромобилей и майнинг. В качестве бизнес-примера разработчики приводят расчёты для модели Tesla Model S, стоимость которой на вторичном рынке варьируется от 2,1 до 8 млн рублей.
При среднем ежемесячном пробеге в 1,5 тысячи километров и потреблении 300 кВт·ч расходы на зарядку составят около 2,6 тысячи рублей. В то же время система может намайнить криптовалюту на сумму порядка 7,2 тыс. рублей. Таким образом, теоретически владелец Tesla может заработать до 4,6 тыс. рублей. Однако, как показали исследования, реальная стоимость одного кВт·ч в 2024 году составила 8,67 рубля, что снижает затраты.
Директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов полагает, что проект «Розетки СПб» имеет потенциал, но для успешного внедрения потребуется соблюдение строгих юридических норм, включая регистрацию в реестре майнеров. Экономист и топ-менеджер Андрей Лобода оценил идею как прорывную, особенно подходящую для регионов с дешёвыми ресурсами, таких как Иркутская область и Крайний Север.
По данным агентства «Автостат», в России на 1 июля 2025 года зарегистрировано 62,5 тысячи электромобилей, а в Санкт-Петербурге — чуть более 2 тысяч. В городе функционирует 392 зарядные станции, каждая из которых обслуживает в среднем 6–7 автомобилей. Напротив, на обычные авто в Петербурге приходится более 1,8 миллиона машин и свыше 650 АЗС