Новую инновационную битумную суспензию, пригодную для круглогодичного ямочного ремонта дорог, разработали исследователи Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) совместно с МАДИ, РОСДОРНИИ и Российской академией транспорта. Материал сохраняет свои свойства до 40 лет в герметичной упаковке и может применяться даже при температуре до –15 °C.
Традиционные асфальтобетонные смеси требуют нагрева до 150–180 °C, что делает зимний ремонт дорог практически невозможным. «Теплые» смеси также ограничены плюсовыми температурами, а «холодные» быстро теряют пригодность — их срок годности не превышает месяца, и они медленно набирают прочность.
Новый материал решает эти проблемы. В его состав входят 33 % известнякового минерального порошка, 34 % воды и 33 % вязкого битума. При производстве горячий битум (не менее 155 °C) вводится в смесь холодного минерального порошка и воды, что вызывает его распад на микроскопические сферы, мгновенно «запечатываемые» минеральной оболочкой. Это обеспечивает стабильность суспензии без применения химических эмульгаторов.
Готовый состав представляет собой пастообразную массу, напоминающую влажный песок. Для применения достаточно разбавить его водой и добавить песок с щебнем в необходимых пропорциях — никакого подогрева не требуется.
В отличие от битумных эмульсий, склонных к расслоению, новая суспензия образует устойчивую структуру за счёт взаимодействия частиц разного размера.