От фляги до памперса: как пилоты истребителей Су-57 и МиГ-31 решают «дела насущные»

В небе герои — тоже люди

Пилоты военных истребителей — люди, о которых чаще говорят в духе: «железные нервы, стальные мышцы и никаких слабостей». Но правда в том, что даже у тех, кто управляет Су-35 на скорости под 2000 км/ч, есть одна земная проблема — как сходить в туалет?

Пилот боевого самолёта
Пилот боевого самолёта

И если кажется, что за десятилетия авиастроение продумало всё — от искусственного интеллекта и стелс-технологий, то вот в вопросе физиологии всё осталось примерно там же, где и во времена МиГ-15.

Почему это проблема

В кабине истребителя места меньше, чем в багажнике «Жигулей». Там негде встать в полный рост, не то что — сходить «по-маленькому». Напомним о высоте, огромном давлении, кислородной маске, и станет понятно — кнопки «WC» около приборной панели нет.

Полёты на Су-27, Су-30СМ, Су-35, МиГ-31, МиГ-29, а теперь и на новейшем Су-57, могут длиться от 2 до 5 часов. А если это боевое дежурство, дальний перехват или дозаправка в воздухе — то и больше. И вот тут организм начинает напоминать, что он отнюдь не титан.

От фляги до памперса — эволюция народной смекалки

Ещё в советские годы лётчики шли проверенным путём — терпели. Но в крайнем случае в ход шли подручные средства — фляги или пакеты.

Современные пилоты пользуются специальными уринальными пакетами — герметичными мешками с абсорбирующим гелем. Тот превращает жидкость в желе, не давая разлиться даже при перегрузках.

Специальные трусы с приемником жидкости ПЖ-1
Специальные трусы с приемником жидкости ПЖ-1

Однако даже это не панацея. Лётчик на Су-34, например, проводит в воздухе до шести часов. Да, там есть чуть больше места, но маневрировать всё равно негде — только максимум самообладания и ловкость рук.

Су-57 — стелс-режим, искусственный интеллект, и… старый добрый мешочек

Самый современный истребитель России, Су-57, умеет почти всё — выполнять фигуры высшего пилотажа, оставаться невидимым для радара и вести бой на автопилоте. Но «биоудобств» там всё ещё нет.

Проектировщики объясняют просто: кабина рассчитана на боевые задачи, а не бытовой комфорт. Каждый грамм конструкции — на счету. Поэтому вопрос решается традиционно — «специальные системы физиологической поддержки» и индивидуальные пакеты.

Ёмкость для органических отходов
Ёмкость для органических отходов

По сути, это продвинутая версия одноразового подгузника, только рассчитанная на экстремальные условия — давление, вибрацию и перегрузки.

Ранее www1.ru сообщал, что российские штурмовики впервые применили «дронобойки» против беспилотников.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной