Новый метод стендовых испытаний турбин от учёных ПНИПУ значительно снижает погрешность измерений

При скорости вращения 14 000 об/мин погрешность составила всего 6,9%

Учёные Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) усовершенствовали технологию стендовых испытаний турбин, что позволило значительно повысить точность измерений. Разработка, защищённая патентом № 2842783, снижает погрешность определения крутящего момента с 15-20% до 4,5-7%, что особенно важно для авиационной и энергетической промышленности.

Инновация пермских учёных заключается в использовании парных датчиков вибрации, установленных под углом 90° друг к другу. Они фиксируют не только угол закрутки измерительной рессоры, но и динамические параметры — вибрации, температуру и частоту крутильных колебаний.

Установка датчиков под углом 90° друг к другу позволяет измерять не только угол закрутки рессоры и фазовые углы ее смещения, но и параметры вибрации, температуру, а, следовательно, и частоту крутильных колебаний. Система автоматически сопоставляет эти данные и на их основе рассчитывает коэффициенты динамичности, которые корректируют значение измеренного крутящего момента.
Алексей Сальников, профессор ПНИПУ

Испытания подтвердили эффективность метода: при скорости вращения 14 000 об/мин погрешность составила всего 6,9%.

Турбины — ключевые компоненты авиадвигателей, электростанций и промышленного оборудования. Их надежность напрямую влияет на безопасность и эффективность работы техники. Традиционные методы испытаний измеряют крутящий момент косвенно, через мощность генератора, что приводит к погрешностям из-за вибраций, трения и температурных колебаний.

Технология может быть применена в авиастроении, энергетике и машиностроении, повышая точность сертификации новых двигателей и снижая затраты на доработку конструкций.

Читайте ещё материалы по теме:

Революция на глазах: Россия разработает авиадвигатели следующего поколения

Ввод новых энергоблоков мощностью 450 МВт на Нерюнгринской ГРЭС в Якутии могут отложить

КамАЗ-54901 на СПГ успешно завершил испытания: экономия топлива и экологичность подтверждены

Сейчас на главной