Физики Челябинского государственного университета (ЧелГУ) совместно с учёными Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН приступили к разработке прототипа транспортной системы на магнитной подушке. Эта технология, известная как маглев (магнитная левитация), позволяет поездам двигаться без контакта с рельсами, что исключает трение, снижает энергопотребление и минимизирует шум и вибрацию.

Ключевым элементом проекта являются высокотемпературные сверхпроводники (ВТСП) на основе керамического соединения YBaCuO. При охлаждении до ‒180°C этот материал полностью теряет электрическое сопротивление, что делает его идеальным для создания магнитных полей, удерживающих транспортное средство в «подвешенном» состоянии.
В качестве сверхпроводника мы используем керамическое соединение YBaCuO, которое при охлаждении до ‒180 градусов Цельсия полностью теряет электрическое сопротивление, ток по нему течёт как жидкость (например, пластина утюга становится горячее с повышением сопротивления). Во время охлаждения сверхпроводника над магнитным полем устанавливается определённая взаимосвязь, как будто этот керамик запоминает силовые линии и по ним движется.
Пока Россия зависит от китайских поставок YBaCuO, но учёные рассматривают возможность наладить собственное производство в Челябинске, где доступны все необходимые компоненты.
Первый макет поезда длиной 2 метра уже испытан. В ближайшие три года исследователи планируют испытать 12-метровый макет «квантового гравилёта» и изучить его работу в вакууме. В перспективе — создание автономных криогенных систем, исключающих использование жидкого азота. Также предстоит ответить на вопросы о разгоне и торможении в условиях вакуума, системы управления макетом и о энергии, выделяющейся при торможении.
Ранее www1.ru сообщал о новом достижении российских учёных в разработке сверхпроводимых материалов.
Читайте ещё материалы по теме:
Локализованные в Индии российские поезда Vande Bharat сойдут на рельсы в 2026 году