ИИ позаботится: Сеченовский Университет и Билайн тестируют голосового помощника для наблюдения за пациентами

Речевые технологии и искусственный интеллект в пилоте призваны решить проблему отсутствия непрерывного контроля

Сеченовский Университет совместно с командой Билайна Big Data & AI запустили пилотный проект, призванный решить проблему отсутствия непрерывного контроля за состоянием больных с помощью передовых технологий.

В основе решения — виртуальный оператор на базе искусственного интеллекта. Участникам исследования, 500 пациентам Клиники госпитальной терапии им. А. А. Остроумова с различными хроническими состояниями (сердечная недостаточность, гипертензия, онкология, диабет, послеоперационный период), система ежедневно совершает телефонный звонок. Голосовой помощник задаёт структурированные вопросы о самочувствии, симптомах, просит озвучить ключевые показатели (давление, сахар). Он также напоминает о приёме лекарств и дает возможность пациенту задать открытый вопрос врачу.

Все ответы автоматически записываются, транскрибируются ИИ и поступают в медицинскую информационную систему.

Данные визуализируются для врача: отклонения от нормы выделяются цветом (желтый/красный). При выявлении тревожных признаков система оповещает медика для немедленного реагирования — телефонной консультации, коррекции лечения или вызова помощи.

Цель проекта — снижение количества повторных госпитализаций пациентов, а также изучение возможности предотвращения осложнений на фоне удалённой коррекции терапии. Голосовой помощник поможет оказывать пациентам одинаково качественную медицинскую помощь вне зависимости от уровня их цифровой грамотности, также его работа не зависит от наличия интернета. Кроме того, удалённое наблюдение вовлекает пациентов в самоконтроль, что, согласно исследованиям, значительно улучшает прогноз течения заболевания.
Юрий Беленков, академик РАН, директор Клиники госпитальной терапии им. А. А. Остроумова Сеченовского Университета

Константин Романов, директор по ИИ и цифровым продуктам Билайна, добавляет:

Развитие технологий позволяет повышать доступность медицинской помощи и улучшать взаимодействие с системой здравоохранения. Стартовавший эксперимент призван не только организовать непрерывный мониторинг состояния здоровья пациента, но и сделать это в удобном формате для врача и пациента. Разработка решения — это важный шаг навстречу экосистеме здравоохранения, где пациенты могут выбирать удобный способ передачи данных и получить помощь вне зависимости от уровня цифровой грамотности или наличия интернета.
Константин Романов, директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам Билайна

В рамках проекта планируется привлечь к участию в исследовании пациентов с другими хроническими неинфекционными заболеваниями и состояниями, которые требуют постоянного наблюдения. Также предполагается расширить возможности удалённого наблюдения за счёт увеличения количества каналов.

Читайте ещё материалы по теме:

«Николай Пирогов» обрёл ИИ: плавучая больница Югры внедрила искусственный интеллект для помощи врачам в удаленных посёлках

Программу для ускоренного проектирования материалов для регенеративной медицины разработали в ИТМО

Новейшая 3D-технология в онкологии: Сеченовский Университет внедряет предоперационное моделирование молочных желёз

Сейчас на главной