Ученые Томского политехнического университета разработали новые высокоэнтропийные керамические покрытия на основе карбидов гафния и циркония, значительно повысив их стойкость к окислению при сверхвысоких температурах. Эти материалы могут применяться в авиационной и аэрокосмической технике, особенно в условиях агрессивных сред и температур до 1100 °C.
Проблема традиционных карбидных покрытий — их склонность к катастрофическому окислению при температурах выше 500 °C, что вызывает разрушение и отслаивание слоя. Решение, предложенное учеными, — использование принципа энтропийной стабилизации. Он основан на формировании многокомпонентных сплавов (с не менее чем пятью элементами), где каждый компонент вносит вклад в стабильность и функциональность материала. В итоге такие покрытия демонстрируют эффект «материалов-коктейлей»: улучшенную теплопроводность, стойкость к абляции и структурную целостность даже при экстремальных термических нагрузках.
В своей работе ученые ТПУ синтезировали покрытие, сочетающее тугоплавкую матрицу из карбидов гафния и циркония с легирующими добавками алюминия, хрома и тантала. Это сочетание позволило избежать фазовой сегрегации и повысить стойкость к окислению до 20 раз по сравнению с нелегированными материалами и до 7 раз по сравнению с обычным легированием. Покрытие наносилось методом магнетронного напыления, образцы испытывались при температуре до 1100 °C.
Особый интерес представляют тонкопленочные покрытия, которые могут служить промежуточными слоями между термобарьерными покрытиями и жаропрочными сплавами, обеспечивая дополнительную защиту и устойчивость к термоциклам. Сейчас команда исследователей продолжает изучение двойных оксид-карбидных высокоэнтропийных систем, анализируя их термическую и механическую стойкость в реальных условиях эксплуатации.
Читайте еще материалы:
Революция в авиации: в России запатентовали метод моделирования литья авиадвигателей
У России для развития авиастроения нет сплавов алюминия и стали нужного качества
В России разработали замену титановым сплавам в авиации и нефтегазовой отрасли
Сейчас на главной
Региональный лайнер вышел на завершающую стадию лётных испытаний
Пиковая нагрузка кибератаки на «Орион Телеком» составила 297 Gbps
Новое приложение позволяет совершать покупки без телефона
Проект находится на завершающей стадии подготовки, уточнили в Минцифры
Новый сервис тестируется в мобильном приложении
Российские авиакомпании всё ещё эксплуатируют свыше 100 самолётов Airbus, как это отразится на них?
До конца года городской парк пополнится 15 экологичными автобусами
Авиакомпании получат российские самолёты после сертификации в 2026 году
Только локализованные или отечественные приложения для контроля диабета смогут работать при ограничениях интернета
Авиапарк оценили как минимум в 20 машин
Отечественный двигатель 4-го поколения отработал без замечаний
Беспилотники используются для тактической разведки, установки мин и точечного поражения вражеских объектов