От льгот до локализации: какие меры поддержки нужны электрокарам в РФ

Эксперты НИУ ВШЭ назвали ключевые факторы сдерживания роста рынка электромобилей в России

Российский рынок электромобилей демонстрирует устойчивый рост: за последние девять лет число зарегистрированных электрокаров увеличилось на 225%, достигнув 59,6 тыс. единиц к концу 2024 года. Однако, как отмечают эксперты НИУ ВШЭ в исследовании «Социально-экономическое обоснование внедрения электромобилей в коммерческих перевозках», одним из ключевых сдерживающих факторов остается дефицит зарядной инфраструктуры.

Несмотря на то, что Москва занимает первое место по количеству зарядных станций, Нижний Новгород оказался эффективнее по их доступности: там на одну станцию приходится 11,23 электромобиля, тогда как в столице — 14,41. По прогнозам, к 2030 году в Москве будет 12 тыс. зарядных устройств, но при ожидаемом парке в 300 тыс. электрокаров нагрузка на инфраструктуру останется высокой.

Среди других барьеров для развития рынка — ограниченный запас хода батарей, их ускоренная деградация, высокие стартовые затраты и рост стоимости эксплуатации. В 2024 году рост продаж обеспечили в основном китайские бренды и завод «Москвич», однако импорт новых и подержанных электромобилей сократился на 34% и 22% соответственно. Эксперты подчеркивают, что без мер поддержки темпы роста рынка могут замедлиться. По оценкам экспертов, затраты на использование электромобиля могут оказаться меньше, чем у обычного автомобиля. Однако на практике многое зависит от условий эксплуатации, скорости износа аккумуляторов, наличия/параметров государственной поддержки. Для коммерческих организаций расходы на внедрение электромобилей по-прежнему остаются высокими.

Читайте ещё материалы по теме:

Почти готов: российский электромобиль «Атом», разрабатываемый с 2022 года, прошёл предсерийный тест-драйв

Российские автомобили нового бренда Eonyx впервые показали «живьем»

«Парус Электро» показала зарядную станцию для электромобилей Wallbox на форуме в Казани

Сейчас на главной