Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали новую конструкцию сопла реактивного двигателя, позволяющую снизить уровень шума на 2-3 децибела. Новая технология направлена на повышение комфорта пассажиров и экипажа, а также на уменьшение вибраций, ускоряющих износ материалов самолета.

Исследователи объясняют, что шум в реактивных двигателях образуется из-за турбулентных струй газа, которые при смешивании с холодным воздухом создают хаотичные вихри, особенно заметные во время взлёта.
Для анализа звуковых характеристик были использованы два типа сопел – конические и гофрированные. Ученые разместили 54 сверхчувствительных микрофона внутри опытных образцов и имитировали условия выхлопа, что позволило записать и сравнить звуки, исходящие от разных конструкций.
Наиболее эффективными оказались гофрированные сопла с плавным рифлением лепестков, которые смогли сместить источники высокочастотного шума ближе к соплу, а низкочастотного – дальше. Такой подход позволил снизить общий уровень шума двигателя на 2-3 дБ без усиления высоких частот, что может существенно уменьшить нагрузку на слух пассажиров, замедлить износ компонентов самолета и сократить шумовое загрязнение в зонах аэропортов.
Экспериментальные данные подтвердили, что предложенная конструкция значительно улучшает акустические характеристики сопла без ущерба для производительности двигателя. Результаты экспериментов позволяют надеяться на возможность внедрения этой технологии в новые поколения авиадвигателей, что приведет к созданию более экологичных двигателей с улучшенными акустическими характеристиками.
Читайте ещё материалы:
Российские истребители Су-57 оказались эффективны в зонах с плотной ПВО из-за малозаметности
История редактирования комментария