Министр промышленности и торговли Антон Алиханов на конференции NAIS-2025 рассказал, как будет развиваться авиационная промышленность и экспорт самолётов из России. Хотя отечественные самолёты и вертолёты пока уступают западным, он считает аэрокосмическую отрасль важной для всей промышленности. Министр выделил три воздушных судна, которые могут стать популярными на международном рынке: вертолёт Ми-171А3, региональный самолёт Ил-114 и грузовой Ил-76.

Алиханов отметил, что на начальном этапе российские самолёты могут уступать Boeing и Airbus по стоимости лётного часа. Однако он подчеркнул, что даже скромные первые шаги в этом направлении будут иметь долгосрочные последствия.
По словам министра, даже небольшие успехи в этой области помогут сохранить критически важные компетенции для экономики и обороны страны. Кроме того, технологические наработки, полученные в процессе производства самолётов, могут быть применены в других отраслях.
Россия остаётся единственной страной в мире, способной самостоятельно производить воздушные суда.
Давайте подробнее рассмотрим, почему именно эти машины считаются перспективными:
Вертолёт Ми-171А3 — модернизированная версия легендарного Ми-8/17 — уже сегодня демонстрирует впечатляющие успехи на внешнем рынке. Как отметил Алиханов, опыт экспорта российских вертолётов может стать примером для других секторов экономики.
Вертолет Ми-171А3 отличается многофункциональностью, способностью адаптироваться к сложным климатическим условиям и относительно низкой стоимостью обслуживания. Винтокрылая машина пользуется спросом в странах Азии, Африки и Латинской Америки для решения широкого круга задач:
— транспортные и спасательные операции;
— работа в высокогорных районах;
— военно-гражданское применение.
Современные модификации, включая улучшенную авионику и увеличенный ресурс, делают этот вертолёт конкурентоспособным в своём классе.

Ил-114-300 — это ответ на растущий спрос на самолёты в сегменте региональной авиации. По словам Алиханова, в Азии до четверти всех перевозок осуществляется на самолётах с вместимостью 60–90 кресел, а прогнозируемая потребность в таких лайнерах на ближайшие 20 лет составляет 2000 единиц.
Основные преимущества Ил-114:
— способность работать на коротких ВПП и в удалённых регионах;
— экономичность в эксплуатации в условиях слаборазвитой инфраструктуры;
— возможность модификаций для арктических зон.
Успех проекта будет зависеть от своевременного запуска серийного производства и создания сервисной сети. Это станет важным уроком после проблем с поддержкой Sukhoi Superjet.
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76, модернизированный до версии МД-90А с двигателями ПС-90, остаётся важным игроком на рынке грузовой авиации. Благодаря своей высокой грузоподъёмности (до 60 тонн), способности приземляться на грунтовые аэродромы и надёжности, этот самолёт пользуется спросом как в России, так и за её пределами.
Глобальный рост логистических потребностей, в том числе в рамках проектов «Один пояс — один путь», открывает новые горизонты для экспорта этого самолёта. Кроме того, Ил-76 служит основой для создания специальных версий: воздушных танкеров, летающих госпиталей и пожарных самолётов.

Алиханов отметил, что на начальном этапе российские самолёты могут уступать Boeing и Airbus по стоимости лётного часа, но подчеркнул долгосрочные цели: технологическая независимость, создание рабочих мест и развитие смежных отраслей, накопление компетенций для прорывов в будущем.
Ранее стало известно, что на Иркутском авиационном заводе приступили к одному из ключевых этапов сборки самолёта МС-21 — проверке систем лайнера под током. Первая часть испытаний, связанная с проверкой системы электроснабжения, уже близится к завершению.
На начальном этапе Россия планирует выпускать не менее 36 отечественных самолётов МС-21 в год. В дальнейшем, учитывая планы по экспорту, эти объёмы должны быть увеличены вдвое.
Читать материалы по теме:
Десятки прорывных решений: в Ростехе рассказали о разработке двигателя ПД-14 для лайнера МС-21
Новый центр сборки двигателей ПД-8 для SJ-100 появится в России
Росэлектроника представила обновлённую систему защиты самолетов от птиц
История редактирования комментария