С начала года в России резко обострилась проблема нехватки локомотивных бригад, что привело к значительному росту простоя поездов. По данным ОАО РЖД, среднесуточное число поездов, отставленных из-за отсутствия машинистов и их помощников, увеличилось в 3,5 раза, достигнув 83 поездов за январь—сентябрь, а в третьем квартале — 173. Проблема особенно обострилась в августе—сентябре, когда этот показатель превысил 200 поездов.

Компания отмечает дефицит около 3 тыс. работников, что составляет 2,5% от общей потребности. Для борьбы с проблемой были приняты экстренные меры: повышение часовых тарифных ставок на 20% с ноября, увеличение компенсаций за найм жилья до 100% рыночной стоимости, рост стипендий для обучающихся помощников машинистов, а также выплата подъемных в размере 150 тыс. руб. при трудоустройстве. Эти меры уже позволили за полтора месяца увеличить штат более чем на 1 тыс. человек.

Несмотря на это, эксперты отмечают, что проблема не решится только финансовыми мерами. Михаил Бурмистров из «Infoline-Аналитики» указывает на недостатки в условиях труда машинистов: непрогнозируемый график и неоплачиваемое время ожидания сменщиков. Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, подчеркивает, что одной из ключевых задач является улучшение управления имеющимся штатом, включая сокращение случаев нерационального использования работников, таких как длительное ожидание или нахождение на посту в качестве охраны локомотива.

На фоне сложившейся ситуации инвестпрограмма ОАО РЖД на 2025 год может быть сокращена, что еще больше подчеркивает необходимость оптимизации работы и улучшения условий труда локомотивных бригад для стабилизации перевозочного процесса.

Источники :
«Ъ»

Сейчас на главной