Поиск по публикациям и новостям

Росатом испытывает сталь для нового исследовательского жидкосолевого реактора
Он сможет перерабатывать самые опасные элементы отработавшего ядерного топлива из российских реакторов

ФГУП «Горно-химический комбинат» (входит в дивизион «Экологические решения» госкорпорации «Росатом») испытывает в Железногорске сталь для сопутствующего оборудования нового исследовательского жидко-солевого реактора (ИЖСР). Его запустят в 2030 году.

Исследовательский реактор, который планируется создать на Горно-химическом комбинате в Железногорске, — важный проект с точки зрения экологии. Он будет служить для отработки технологий по утилизации минорных актинидов —  долгоживущих высоко радиотоксичных изотопов, которые остаются после переработки ОЯТ ныне действующих тепловых реакторов. В будущем всего несколько таких реакторов способны обеспечить переработку всего объёма самых опасных элементов ОЯТ, производимых тепловыми реакторами в стране.
 Василий Тинин, директор по государственной политике в области радиоактивных отходов (РАО), отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации радиационно опасных объектов ГК «Росатом»

Программу и методики научно-исследовательских и конструкторских работ разработали в ГХК совместно с Уральским федеральным университетом, который поставил часть оборудования для этого проекта.

Образцам стали предстоит провести 4 тысячи часов в агрессивной среде: в расплаве солей, нагретом почти до 700℃ и содержащем минорные актиниды.

В ходе эксперимента учёные смогут:

  • подтвердить возможность использования в проекте выбранных образцов стали;
  • отследить изменение примесного состава соли в результате коррозии образцов (пробы будут отбираться по ходу эксперимента);
  • испытать метод очистки топливной соли. 

Затем образцы стали извлекут, дезактивируют и проведут необходимые измерения по определению их механических и коррозионных свойств. По результатам исследований будет сделан вывод, подходит ли эта сталь для изготовления вспомогательного оборудования, или нет.

Что такое минорные актиниды

Минорные актиниды — это элементы, образующиеся в урановом ядерном топливе (помимо плутония) при эксплуатации в любом реакторе. Из них наибольшие трудности при хранении и переработке ОЯТ вызывают изотопы нептуния, америция и кюрия. Это самые опасные компоненты ядерных отходов, которые требуют особых условий транспортировки, хранения и окончательной изоляции. 

Они обладают высокой радиоактивностью и токсичностью, выделяют много тепла, и имеют большой период полураспада, измеряемый тысячелетиями. По оценкам учёных, выжигание минорных актинидов  сможет помочь достичь радиационной эквивалентности исходного уранового сырья и ядерных отходов всего за 300 лет. Это в 2300 раз быстрее, чем при обычном современном ядерном топливном цикле и современных способах захоронения отходов.

Включение минорных актинидов в топливо быстрых реакторов позволит в перспективе «сжигать» америций и нептуний, кратно сократить объём отходов, подлежащих глубинному захоронению, и в будущем перейти к приповерхностному захоронению. Сбалансированный ядерный топливный цикл, который сейчас разрабатывает «Росатом», поможет в перспективе обеспечить устойчивую модель потребления и производства для будущих поколений и минимизировать объёмы и степени опасности подлежащих захоронению отходов.

Читать материалы по теме:

Росатом везёт в Венгрию 750-тонную ловушку расплава для АЭС «Пакш-2»

Новый российский прибор для мониторинга домашней и рабочей радиации создали в Новосибирске

В России разработана новая защита учёных от радиации на Сибирском кольцевом источнике фотонов

Источники
ГК «Росатом»

Сейчас на главной

18 апр. 2025 г., 21:47:29
Купить сразу не получится: «живые» Lada Iskra появятся в салонах в середине лета

При оформлении предзаказа на автомобиль придется ждать 2-3 месяца

18 апр. 2025 г., 21:47:16
Платить придется много: названа ориентировочная стоимость полисов ОСАГО и каско Lada Iskra

Для страховых расчетов выбрали седан Lada Iskra c двигателем 1,6 литра

18 апр. 2025 г., 20:42:05
Истребители морских глубин: на «Севмаше» строят новейшие ракетоносцы шифров «Борей-А» и «Ясень-М»

Еще несколько современных кораблей проекта 11442М находятся на разных стадиях строительства

18 апр. 2025 г., 20:28:48
Названа официальная дата начала поставок самолетов SJ-100 с российским двигателем ПД-8

Первые поставки лайнера заказчикам намечены на начало 2026 года

18 апр. 2025 г., 20:22:19
«Герань» покажется цветочком: дроны-камикадзе «Гербера» впервые получили оптическую систему наведения

Ранее беспилотники наводились на цель с помощью радионавигационного модуля

18 апр. 2025 г., 19:59:31
ОДК начала проектировать авиадвигатели на отечественном софте

Системы CAD и PLM разработала компания АСКОН

18 апр. 2025 г., 19:07:05
Инженеры НГТУ придумали метод ускоренного сбора и анализа данных на энергетических объектах

Инновационный программный сервис уже получил регистрационное свидетельство и прошёл испытания

18 апр. 2025 г., 19:05:05
А работать будет кто?: 22,7% россиян за автоматизацию собеседований с помощью ИИ

Рекрутеры считают, что в будущем придётся менять методы подбора персонала

18 апр. 2025 г., 18:14:58
Минцифры запустит систему проверки резюме для работодателей

Новая инициатива позволит работодателям легко подтверждать данные соискателей с их согласия

18 апр. 2025 г., 18:11:08
Беспилотные автомобили в России могут выйти на дороги общего пользования в 2027 году

Минтранс разрабатывает дорожную карту для безопасного внедрения автономного транспорта

18 апр. 2025 г., 17:46:14
В России разработали первый в стране оригинальный препарат для генной терапии гемофилии В

Препарат вводят однократно

18 апр. 2025 г., 17:40:35
Возвращение Lada Vesta Sport: новая версия с мощным двигателем и ценой от 2,7 млн рублей

АвтоВАЗ анонсирует старт продаж обновленной модели в июне 2025 года