На этой неделе Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение, которое укрепит научные и производственные отношения между государствами. Москва и Минск вместе будут разрабатывать и производить двухдвигательные лёгкие многоцелевые самолёты «Освей». Они не только сделают доступнее дальние населённые пункты и будут перевозить людей, но и помогут геологоразведочным и другим работам с перевозкой грузов.
Проектировать и финансировать этот авиатранспорт будут российский УЗГА и белорусский 558-й авиационный ремонтный завод. Производить 19-местный самолёт с неубирающимся шасси намерены на 558-м авиационном ремонтном заводе. Работа лёгкого самолёта будет обеспечиваться российским турбовинтовым двигателем ВК-800, а бортовое оборудование планировалось создавать на базе разработок КРЭТ. При этом, как отмечалось в начале года, белорусской стороне для производства нужно достроить производственные площади и приобрести около сотни единиц высокосложного оборудования.
Соглашение описывает более подробно то, как будет проходить процесс создания нового транспортного средства «в интересах национальной безопасности и технологического суверенитета» РФ и РБ. Заниматься проектом наравне будут УЗГА и 558-й АРЗ, как и говорилось до этого, заказчиками ОКР по проекту с российской стороны выступает Минпромторг, с белорусской — Государственный военно-промышленный комитет.
Контролировать качество работ будет независимая инспекция, аккредитованная уполномоченным органом России в области лётной годности. Технической приёмкой этапов ОКР займутся военные представительства от белорусской стороны.
После изделия должны будут пройти сертификацию — за сертификацию для типа самолёта, его деталей и их модификаций отвечает УЗГА, за сертификацию производства отвечает 558-й АРЗ. Белорусский завод при этом имеет лицензии на серийное производство самолётов и их модификаций с правом внесения изменений в них.
Первые 19-местные турбовинтовые самолёты «Освей» могут выпустить уже в 2026 году, как заявлялось ранее, а в активную эксплуатацию направить к 2028 году. К 2030 году планируется построить от 85 до 100 воздушных судов, из которых «не менее 89 экземпляров» выкупит Россия. А к 2038 году российская сторона обеспечит объём заказов на белорусском заводе «не менее 178 фюзеляжей» «Освеев».
Ранее стало известно, что производство российских самолетов «Байкал» и «Ладога» может начаться на белорусских заводах. Также в этой республике планируется изготовление узлов для российских самолетов Ту-214, Ил-96, МС-21.
От SJ-100 до «Байкалов» и «Ладоги» — Россия получит более тысячи новых самолетов к 2030 году
Испытан российский перспективный самолёт малой авиации с двигателями на концах крыла
Производство российских самолетов «Байкал» и «Ладога» может получить белорусскую прописку