С приходом весны, когда снег почти растаял, на улицах Москвы начали появляться первые шеринговые самокаты. Некоторые из них, перезимовав, вернулись с обновлениями — идентификационными номерами на задней части самоката прямо под стоп-сигналом и спереди. Номера чем-то напоминают мотоциклетные, но меньше в два-три раза. Ожидается, что эти идентификационные знаки помогут искать нарушителей ПДД среди пользователей кикшеринга, ориентируясь не на лица людей, а на номера. В Департаменте транспорта Москвы уже начали тестировать камеры для этого.

Пока идентификационные знаки на свои электросамокаты повесила только компания Whoosh, но, возможно, в будущем и другие операторы кикшеринга оснастят ими свои средства индивидуальной мобильности.

В прошлом году Департамент транспорта тестировал камеры, которые в режиме реального времени выявляют нарушения при движении на СИМ. Видео с нарушениями передают нам, мы устанавливаем аккаунт пользователя и принимаем меры — наша оферта предусматривает штраф, блокировку или предупреждение за нарушения разного рода. Для детектирования поездки с нарушением нам нужны адрес, фото/видео и время и дата. Когда по техническим причинам в поездке было отклонение координат, мы не можем ее обнаружить. Таких случаев немного, но случаются. Поэтому мы сделали большие номера, которые можно будет распознать, если нет данных по координатам в поездке. Номер выполнен из гибкого износостойкого пластика, а размер не превышает ширину самоката. Его будет так же легко распознать, как и номера у авто.
Пресс-служба Whoosh в комментарии www1.ru

По словам представителя Whoosh, хотя 99% пользователей самокатов не нарушают правила, всегда есть шанс свести нарушения оставшегося одного процента к нулю. Для этого в компании считают важным образовывать водителей СИМ и привлекать их к ответственности.

Камеры фиксируют поездки вдвоем, ситуации, когда люди не спешиваются на пешеходных переходах, нарушения полос для движения (когда человек едет по скоростной дороге в потоке машин, например).
Пресс-служба Whoosh в комментарии www1.ru

Наличие номеров на электросамокатах упростит поиск нарушителя, считают юристы. Пока, правда, неясно, как их будут привлекать к ответственности на уровне ГИБДД, ведь регистрация средств индивидуальной мобильности всё ещё не предусмотрена законом.

Чтобы система по поиску нарушителей кикшеринга заработала, нужно проделать огромную работу, полагают эксперты. Необходимо придумать стандарт под такой регистрационный знак, обязать все кикшеринговые компании устанавливать его на свои устройства, настроить камеры, чтобы они снимали не только дорогу, но и тротуар, а также сертифицировать средства индивидуальной мобильности. В Whoosh считают, что «коллеги» по рынку скоро подтянутся.

Это наш общий проект с Дептрансом Москвы. У других игроков в сезоне тоже такое планируется, просто видимо позже. А мы сразу сезон стартовали с такими номерами.
Пресс-служба Whoosh в комментарии www1.ru

Штрафы за нарушение ПДД на электросамокатах

Московская городская Дума в феврале внесла в Госдуму законопроект о штрафах за нарушение ПДД на СИМах [средствах индивидуальной мобильности — прим. ред.], помимо электросамокатов к ним относятся гироскутеры и электроскейтборды. Самый высокий штраф предложен за езду пьяным или под действием наркотических средств (до 30 тысяч рублей), самый маленький — за оставление места ДТП (до 1,5 тысячи рублей).

Такая инициатива связана с ростом числа аварий с участием СИМ. Так, за 9 месяцев 2023 года произошло более 2,6 тысяч ДТП с электросамокатами и другими СИМ, что втрое больше аналогичного периода прошлого года.

Читайте ещё по теме:

В России тестируют госсистему мониторинга транспорта, самокатов, беспилотников и машин скорой помощи

Кикшеринг Whoosh локализовал в России производство комплектующих для электросамокатов

Сейчас на главной