«Атомфлот» готовит ИИ-систему для кораблей российского Севморпути

«Электронные мозги» поведут суда через льды без участия оператора

Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» работает над цифровой системой, которая будет управлять кораблями Северного морского пути при поддержке искусственного интеллекта. В 2025 году начнётся первый этап этого проекта, в 2026 году — второй, он же заключительный.

ИИ будет контролировать то, как суда идут по Северному морскому пути по искусственным путям, выбирая оптимальный маршрут движения вместо человека-оператора. Трудности в том, что просчитать, как и где будут на пути кораблей появляться льды, заранее невозможно. Есть и вопросы и к тому, как заменить импортные компоненты на отечественные при создании «электронных  мозгов».

О планах России отказаться от участия человека в управлении кораблями Севморпути стало известно в в 2015 году. Тогда в рамках Национальной технологической инициативы разработали дорожную карту создания безэкипажного коммерческого морского транспорта для обслуживания этого маршрута. Позже стало известно, что над проектом такого судна начал работу «Росатом».

А в 2022 году Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») и «Росатом» начали работу по созданию единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП). Цифровой двойник Севморпути состоит из нескольких связанных моделей и позволяет просчитать комплексный социально-экономический прогноз его развития при различных сценарных условиях. Например, он опирается на число ледоколов в России, колебания курса рубля и иные факторы.

Ранее стало известно, сколько судов потребуется России на Северном морском пути к 2030 году. Это 160 судов высокого ледового класса: от танкеров-газовозов до каботажных судов. Многие из них корабелам только предстоит заложить и построить. 

Читать материалы по теме:

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложили атомный ледокол «Ленинград»

Ледоколы, контейнеровозы, краболовы, корабли: ОСК построит почти 600 судов для России

«Росатом» планирует построить дизельные ледоколы за 120 млрд рублей

Этот сайт использует куки