Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) совместно с научным центром «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) и Воронежским государственным университетом (ВГУ) работают над интеллектуальной системой управления самолетов.
Бортовая распределенная информационная вычислительная среда (БРИВС) поможет пилотам принимать решения и при необходимости даже заменит второго пилота.
БРИВС — часть стратегического проекта Aerospace R&D Centre программы Минобрнауки России «Приоритет-2030». Команда ведет ее разработку на отечественной аппаратной и программной элементной базе согласно национальным стандартам. Ученые ГУАП уже создали стенд прототипирования БРИВС. Там на основе экспертной системы подготовки и принятия решений реализовали систему анализа событий на борту.
БРИВС строится на основе детерминированной оптической сети, стека протоколов обмена и системы искусственного интеллекта на базе экспертной системы подготовки и принятия решений. Созданный стандарт в перспективе может стать основным для обмена данными на борту самолетов, где требуется надежность, высокие скорости и работа в реальном времени.Технология обеспечит универсальность перенастройки и гибкую адаптацию БРИВС ко всем условиям эксплуатации самолетов, включая аварийные ситуации.
В перспективе разрабатываемая технология позволит создать систему реального времени, которая будет помогать пилотам принимать решения или заменять второго пилота, в том числе в нештатных ситуациях. Дальнейшее ее развитие не только уменьшит количество аварийных ситуаций, но и позволит значительно повысить эффективность воздушных судов, уменьшить их массу, улучшить используемую аппаратуру, применять новые сервисы на борту, которые ранее невозможно было реализовать.
Разработчики рассматривают возможность внедрения заделов БРИВС на борт в рамках НИР по разработке российского сверхзвукового гражданского самолета нового поколения «Стриж».
Отдельные элементы этой установки уже запатентованы, ГосНИИАС имеет патент на принципы передачи данных. ГУАП, в свою очередь, подготовил проект национального государственного стандарта на протокол передачи данных.
Ожидается, что БРИВС позволит снизить вес самолетов, избавиться от медных кабельных соединений и обеспечить одновременную работу большого числа бортовых систем и их программных приложений.
Кроме того, очевидно, что БРИВС может сократить сроки сборки оборудования для больших пассажирских самолетов. Например, по данным «Ростеха», на сборку бортовой кабельной сети для одного лайнера МС-21 на Иркутском авиазаводе ОАК уходит пятнадцать дней.
Делают эту работу вручную двадцать человек, чтобы даже самый маленький участок электропроводки был проверен — такова мировая практика. За эти пятнадцать дней рабочие собирают более 70 километров кабельной сети. Проводов на МС-21 хватит, чтобы дважды обмотать Третье транспортное кольцо Москвы.