Ту-104: как новый самолёт поднял Советский Союз в небо реактивной эры

Советский самолёт, который прилетел в Лондон и Нью-Йорк раньше «Боингов»

5 ноября 1955 года в небо впервые поднялся первый серийный Ту-104 (СССР-42318), построенный на Харьковском авиазаводе. За штурвалом находился летчик-испытатель Валентин Фёдорович Ковалёв. Этот полёт стал началом новой эпохи — эпохи реактивных пассажирских лайнеров.

В 1956 году Советский Союз поразил весь мир, когда во время визита Никиты Хрущёва в Лондон туда же прибыл советский реактивный Ту-104. Западные наблюдатели были ошеломлены: страна, разрушенная войной, первой вывела в эксплуатацию серийный пассажирский реактивный самолёт. С 1956 года, после приостановки полётов британской De Havilland Comet, и до октября 1958 года, когда появился Boeing 707, Ту-104 оставался единственным реактивным авиалайнером, выполнявшим регулярные рейсы в мире.

История Ту-104 началась в 1953 году. КБ Андрея Николаевича Туполева, завершив работы над дальним реактивным бомбардировщиком Ту-16, получило задание создать пассажирский лайнер. Чтобы не терять времени, конструкторы взяли за основу уже освоенную военную машину, адаптировав её под гражданские нужды.

15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Иркутск. Самолёт, ведомый экипажем Е. П. Барабаша, преодолел 4570 километров (с посадкой в Омске) за 7 часов 10 минут. Это было почти втрое быстрее, чем у поршневых самолётов того времени. Лайнер, способный перевозить до 100 пассажиров со скоростью 800–900 км/ч, стал основой реактивного парка «Аэрофлота» и вскоре начал летать на линиях Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент, Москва — Хабаровск. В 1957 году Ту-104 добрался и до Нью-Йорка, подтвердив мировой приоритет СССР в области реактивной техники.

Ту-104 имел длину 38,9 м, высоту 11,9 м, размах крыла — 34,5 м, а его крейсерская скорость достигала 800 км/ч при потолке в 12 000 м. Два двигателя с тягой по 9000 кгс обеспечивали уверенный полёт, а максимальная дальность составляла 2750 км. Масса пустого самолёта равнялась 41 600 кг, а максимальный взлётный вес достигал 76 000 кг.

С 1956 по 1960 годы было построено 206 самолётов Ту-104 различных модификаций. Первые шесть машин появились в 1955 году, в 1956 было выпущено восемь, в 1957 — двадцать три, в 1958 — пятьдесят семь, в 1959 — шестьдесят один, а в 1960 — пятьдесят один самолёт. Всего было создано около двадцати вариантов Ту-104 — от пассажирских и грузовых до испытательных и представительских (VIP) версий.

Ту-104АК — летающая лаборатория для подготовки космонавтов в музее ВВС в Монино
Ту-104АК — летающая лаборатория для подготовки космонавтов в музее ВВС в Монино

Последние Ту-104 ушли с регулярных линий в 1979 году, но ещё долго использовались как учебные, штабные и летающие лаборатории, оставив заметный след в истории мировой авиации.

Ту-104 стал промежуточным звеном в развитии советской реактивной пассажирской авиации — за ним последовали более совершенные и безопасные лайнеры. Первым был Ту-124 (1958–1965), предназначенный для коротких линий перелётов. Он отличался меньшими размерами, повышенной надёжностью и использованием турбореактивных двигателей нового поколения, что сделало его более экономичным и удобным в эксплуатации по сравнению с предшественником.

Ранее www1.ru сообщил, что в Калужской области восстановили легендарный разведчик МиГ-15Рбис.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной