К концу 2026 года Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК, входит в ГК «Ростех») рассчитывает выпустить всего два серийных самолёта МС-21. Об этом сообщил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов.
Именно тогда, по его словам, лайнер в импортозамещённой версии должен получить сертификат типа. Однако производственные планы скорректировали — теперь к 2030 году планируется выпускать по 36 самолётов в год.
Такая цифра существенно меньше, чем заложено в Комплексной программе развития гражданской авиации (КПГА), принятой в 2022 году и несколько раз пересмотренной.
Согласно версии документа от 4 мая 2024 года, к 2030 году в строю должны были появиться 270 самолётов МС-21: 9 в 2025-м, 31 в 2026-м, 36 в 2027-м, 50 в 2028-м и по 72 с 2029 года.
Реальность оказалась гораздо скромнее. Если учесть сдвиг программы на три года, то к 2030 году будет построено не 270, а около 76 самолётов.
«Аэрофлот» недосчитается сотни самолётов
Такие темпы ставят под вопрос планы «Аэрофлота», который рассчитывал получить 108 самолётов МС-21 до 2030 года. Пока твёрдо законтрактованы лишь 18, ещё 90 должны были добавить до конца года — теперь эти сроки выглядят нереалистичными.
SJ-100, Ту-214 и Ил-114 — кто сможет подхватить?
Ситуация с другими типами гражданских самолётов схожа.
По SJ-100 — выпуск снизится примерно вдвое: вместо 142 бортов реально будет построено около 70.
С Ту-214 — аналогично: вместо запланированных 115 лайнеров реально можно ожидать 30–40 машин.
На фоне этого выделяется лишь Ил-114-300 — по нему, наоборот, планируют нарастить выпуск до 20 машин в год вместо прежних 12. Эти самолёты крайне нужные для региональных линий, где проблема замены стареющих Ан-24 стоит особенно остро.
Что дальше — дефицит кресел и упущенные темпы
Даже если нынешние планы будут выполнены, отрасль столкнётся с острой нехваткой самолётов. К началу 2030-х годов Boeing и Airbus, несмотря на продление ресурса, начнут массово выбывать из эксплуатации.
При нынешних темпах производства Россия рискует подойти к 2030 году с дефицитом до 400 самолётов, что неизбежно ударит по доступности авиаперевозок и росту цен на билеты.
Ранее www1.ru сообщал, что Казанский авиазавод увеличит мощности для серийного производства самолёта.
Читайте ещё материалы:
«Байкал» поднимается в небо: двигатель ВК-800 доведут до готовности в 2025 году
Airbus и Bell не нужны: новые вертолёты Ми-34 начнут строить в Татарстане
Полностью импортозамещённому МС-21-310 дали две недели на взлёт