Ильюшин против Туполева: каким мог стать первый советский сверхзвуковой лайнер Ил-66

Проект обещал революцию в пассажирской авиации, но опередил своё время

Когда говорят о первом сверхзвуковом авиалайнере в СССР, все вспоминают Ту-144. Но задолго до него, ещё в конце 1950-х, бюро Ильюшина уже вело разработку Ил-66 —пассажирского самолёта, который замахивался на звание первого сверхзвукового лайнера не только в СССР, но и в мире.

Иллюстрация сверхзвукового лайнера
Иллюстрация сверхзвукового лайнера

Тогда, в 1959 году, проект Ил-66 казался более чем реалистичным. Инженеры рассчитывали, что машина сможет перевозить до 100 пассажиров на расстояние 8000 км со скоростью около 3 000 км/ч. Для конца 50-х это выглядело как фантастика.

Амбициозный план Ильюшина

Весной 1960 года Сергей Ильюшин представил проект правительству СССР и заявил, что испытания начнутся уже в 1965 году. Его бюро сделало ставку на опыт, накопленный при создании ракет и реактивных лайнеров.

Однако вскоре стало ясно, что производственные возможности страны отстают от инженерных идей. Для реализации Ил-66 не хватало новых жаропрочных материалов, лёгких алюминиевых сплавов и, самое основное, двигателей, существовавших лишь на бумаге.

К 1962 году проект застыл в виде инженерных чертежей — построить самолёт оказалось физически невозможно.

Почему победил Туполев

Пока Ильюшин искал решения, Андрей Туполев предложил более «реалистичный» вариант сверхзвукового самолёта — будущий Ту-144. Проект оказался проще и технологичнее в производстве, что и решило судьбу — Ил-66 остался на чертежах, а Ту-144 вошёл в историю.

Тем не менее, идеи Ил-66 — например, парное расположение двигателей в хвосте, позже нашли воплощение в Ил-62.

Ту-144
Ту-144

Если бы история сложилась иначе

Существовала и военная версия проекта — Ил-66ДБ, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, который мог появиться в середине 1970-х. Если бы его построили, возможно, вместо Ту-160 сегодня в небе летали бы «ильюшинские» сверхзвуковики.

Ранее www1.ru сообщил, бывший вице-президент ОАК объяснил, почему проект двигателя ПД-35 свернули.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной