Российская армия до сих пор серийно получает модернизированные БТР-82/82А. Однако за последние 10 лет конструкторы создали как минимум два явных претендента на их замену. Речь о крупном К-17 «Бумеранг» и более практичных БТР-22/БТР-87. Вопрос заключается в том, что важнее для военных — большая защищённость или высокая скорость и унификация с существующей техникой?
Сколько «старых» ещё в строю?
По данным из открытых источников, на начало 2025 года в России насчитывали более 1250 БТР-82 всех модификаций (в 2023-м — около 800). Если считать и БТР-80, то их более 1100 единиц. Можно сделать вывод, что производство серийных машин продолжается.
К-17 «Бумеранг» — инновация, но дороже
«Бумеранг» впервые продемонстрировали ещё в 2015 году. Боевая машина оснащена многослойной броней с керамикой и заводской лебедкой. Двигатель расположен в передней части, при отрыве даже двух колёс К-17 сохранит подвижность.
Десантный отсек сделали просторнее, высадка — через корму. Масса — около 29 тонн против 15,4 т у БТР-82; двигатель — ЯМЗ-780 на 750 л.с. Статус машины сейчас остаётся неопределённым, планы по серийному выпуску неоднократно сдвигались.
БТР-22 и БТР-87 — новый, но понятный путь
Эти боевые машины позиционируются как более простой и дешёвый вариант замены советских разработок. В их пользу играет унификация с БТР-82, рост массы до ~20 тонн, опционная плавучесть, усиленная защита (от пули 12,7 мм и днище, выдерживающее взрыв до ~2 кг тротила).
Десантное отделение — 8 человек, управление и хранение боеприпасов — в носовой части. Уже есть опытные образцы, текущее состояние программы по состоянию на 2025 год неясно.
Гусеничные альтернативы — защита важнее мобильности.
Варианты на базе танков (БТР-Т, БМО-Т, Т-15) показывают совершенно другой подход. Гусеничная платформа позволяет обеспечить более серьёзную защиту, но в минусах — меньшая массовость производства и высокая стоимость.
Тяжёлые БМП вроде Т-15 дают лучшую защиту, но зависимость от развития танковых платформ усложняет масштабирование.
Что важнее — решения за военными
Современные конфликты требуют защиты от дронов и противотанковых средств, поэтому форм-фактор БТР как таковой ставится под сомнение.
Альтернатива — колесная БМП, гусеничные транспортёры на базе танков или апгрейд БТР-82 в виде БТР-22. Выбор будет зависеть от базовой концепции — скорость и массовость производства против максимальной защиты и выживаемости.
Ранее www1.ru сообщал, что модифицированые танки Т-90С засветились на учениях за рубежом.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
Почему рестомод Kimera EVO37 стал главным автомобилем 2025 года по версии Top Gear и обошёл лучших современных суперкаров
Три года на разбитых дорогах и ежедневные сотни километров: реальный опыт владельца
Стремительный рост поставок новых и подержанных авто меняет рынок быстрее, чем ожидали аналитики
Почему содержание популярных китайских моделей нередко оказывается ближе к уровню глобальных брендов
Семиместный гигант с 24,6-дюймовым экраном выходит на рынок
Лидирует КамАЗ, но китайские бренды стремительно отбирают долю
Тачскрины стали раздражать водителей, а EuroNCAP готовится штрафовать за неудобное управление
От Mega Track до Sterrato: самые необычные спортивные автомобили, которые могут съехать с асфальта
Спецтехника прошла своим ходом около 5 тыс. км
Как Toyota создала уникальную линейку люксовых моделей, едва не соперничающих друг с другом
Такое топливо — эталонное при проведении сертификации
Новые поставки седана в страну не запланированы