Идея использовать учебно-боевой Як-130 для борьбы с ударными дронами вызвала немало споров. Одни критики считают, что задействование таких самолётов — очень неэффективное и дорогое занятие, а другие придерживаются мнения, что модификации позволят сделать воздушное судно универсальным способом в борьбе с воздушной угрозой.
Несопоставимость задач и скоростей
Авиаэксперт Роман Гусаров прямо называет попытки применить Як-130 против дронов «стрельбой по воробьям». По его словам, самолёт с высокой крейсерской скоростью и подлётом в течение нескольких минут потеряет эффективность в случае массовых атак.
Достаточно сравнить скорость самолета и скорость дрона. Из числа летательных аппаратов для этих целей чаще всего используются вертолеты, их скорости сопоставимы. Конечно, я не специалист по боевому применению самолетов, но в этой роли я Як-130 не вижу.
По его мнению, Як-130 остаётся хорошей учебной базой для подготовки пилотов, и в этом качестве его использование в Воздушно-космических силах (ВКС) выглядит наиболее предпочтительным.
Бортовой комплекс позволяет имитировать разные самолеты. К примеру, нужен Су-30 — он тебе загружает все задачи Су-30, и ты готовишь боевых летчиков. В этом отношении Як-130 прекрасен.
Приземлить «Лелеки» и «Фурии»
С Гусаровым не согласен заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов. Он высоко оценил улучшенные качества Як-130 в качестве «воздушной ПВО» благодаря новому прицельно-навигационному оборудованию и передовой радиолокационной станции.
Навигационные возможности Як-130 позволяют ему набирать высоту до 10–15 км примерно за 5 минут — хорошие показатели для маленького самолётика. То есть, его можно использовать и в качестве штурмовика для работы по наземным целям, и в качестве истребителя для перехвата воздушных объектов.
Попов добавил, что возможности Як-130 вполне позволяют использовать его как средство борьбы с «москитной авиацией» — дронами типа «Лелека», «Фурия» или «Ятаган».
Овчинка выделки стоит?
Разница мнений специалистов так или иначе сводится к соотношению затрат и эффектности. Очевидно, что Як-130 — дешевле и универсальнее тяжёлой авиации, но против мелких, дешёвых и многочисленных дронов его применение остаётся спорным из-за низкой эффективности и риска перерасхода ресурсов.
Вероятно, более практичным решением станет комбинированный подход — применение наземных средств ПВО, вертолётов и наземных средств вместе с модифицированными штурмовиками именно там, где это наиболее оправдано.
Ранее www1.ru сообщал, что российские штурмовики впервые применили «дронобойки» против беспилотников.