Самолёты — изящные машины с безупречной аэродинамикой и гладкими линиями. Но созданный в СССР многоцелевой транспортный самолёт Ан-72 словно специально нарушает устоявшиеся каноны. Так в чём же секрет «ушастогоушастог Чебурашки», который стал настоящей легендой советского неба и инженерным шедевром самолётостроения?
«Чебурашка»?! А почему «Чебурашка»?
С названием всё просто. Уже с первого взгляда Ан-72 вызывает улыбку — большие круглые двигатели над крылом напоминают уши мультяшного, ласкового и необычного Чебурашки. Однако это не просто внешняя схожесть. Как и сам персонаж детской книжки Эдуарда Успенского, самолёт добрый, надёжный и немного непонятный с первого взгляда.
Пилоты любят Ан-72 за лояльный характер. Самолёт стабилен в полёте, прощает ошибки и «тянет домой» в любых условиях. Управлять им — не просто работа, это почти дружба с машиной.
Двигатели поверх крыла — не каприз дизайнера, а хитрая инженерная находка. Так в чём же секрет «летающего Чебурашки»?
Эффект Коанда — а это ещё что?
Чтобы понять, как Ан-72 обманул физику и стал легендой, сначала познакомимся с одним хитрым явлением — эффектом Коанда.
Эффект открыл ещё в 1932 году румынский инженер Анри Коандэ, заметив, что вылетающая из сопла струя жидкости или газа не спешит лететь прямо, а охотно прилипает к ближайшей поверхности.
Сопло — канал (круглой, прямоугольной или любой другой формы), через который направляют поток жидкости или газа с нужной скоростью и в определённом направлении. По сути, это «трубка-руль», которая задаёт: куда и с какой скоростью всё полетит. Самый простой пример сопла — носик чайника или кран с водой.
Эффект Коанда можно заметить даже на кухне. Если поднести ложку к струе воды из крана — поток не отскакивает от ложки, а огибая, тянется к ней.
Всё дело в разнице давлений. Когда струя газа или воды вытекает из сопла и встречает преграду, например ложку, с одной стороны образуется зона пониженного давления. Воздух не поступает в эту область, и поток тянется или прилипает к поверхности, словно его туда засасывает.
Проще говоря, вода прилипает к ложке, потому что со стороны поверхности нет воздуха, а снаружи он есть. А жидкость и газ, как вы знаете, всегда стремятся занять всё доступное пространство.
А при чём тут «ушастый» Ан-72?
На Ан-72 работает именно эффект Коанда. Его двигатели направляют струю горячего воздуха вдоль крыла, создавая дополнительную подъёмную силу. В итоге самолёт не просто летит, а буквально заставляет воздух держать себя. Вот так летающий «ушастый Чебурашка» научился использовать физику в свою пользу.
Такая находка конструкторов обеспечивает мощный подъём даже на коротких полосах. Самолёт взлетает с площадки длиной всего в пару футбольных полей. Устойчивость высока даже при малых скоростях — поток воздуха не срывается с крыла, машина остаётся управляемой даже на минимальной скорости.
Зачем создали Ан-72?
В 1970-х годах в СССР появилась необходимость в самолёте для труднодоступных районов Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Там, где нет асфальтовых взлётных и посадочных полос, а климат колеблется от -60°C до +45°C.
Конструкторское бюро им. О.К. Антонова создало надёжную и многофункциональную машину, которая должна была заменить морально устаревший Ан-26, но превзошла все ожидания.
На базе Ан-72 создали ещё множество модификаций — патрульный для охраны морских границ, для ледовой разведки, арктический «утеплённый» вариант, для перевозки грузов.
Благодаря высокой надёжности его также использовали в военной авиации — перевозка войск и техники, выброска десанта, эвакуация раненых и другие военные задачи.
Вместо послесловия
Сегодня Ан-72 — забытый гений, неприхотливая и добрая рабочая лошадка, странный «ушастый» самолёт. Или же он — вдохновение для будущего? Современная авиация движется к безупречному обтекаемому дизайну и минимальному расходу топлива, на их фоне неуклюжий Ан-72 кажется гостем из другой эпохи.
На самом деле, «Чебурашка» — больше чем самолёт. Он стал символом инженерной смелости, которая доказывает, что в небе летает даже тот, кто идёт против правил физики.
Ранее www1.ru сообщал, что Ан-124 «Руслан» отправился в Иран с территории производителя Су-30 и Як-130.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
Путешествие длиной в месяц охватило 13 стран Европы и Северной Африки
Огромные активные области светила можно разглядеть на рассвете и закате через защитные фильтры
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью