МС-21, Ил-114-300 и SJ-100 — на плахе? Казнь российского авиапрома отменили

На финальной стадии сертификации новых лайнеров не потребуется крупных вложений

В конце сентября агентство «Интерфакс» опубликовало материал, в котором говорится о планах правительства РФ урезать финансирование отечественной авиационной промышленности на 40% в 2026 и 2027 году. Издание «Техносфера Россия» объяснило, почему сокращение потока денег не повлияет на темпы выпуска новых лайнеров МС-21-310, SJ-100, Ил-114-300 и других.

Для начала нужно понимать, в каком объёме и на что именно выделяются средства. Однако об этом позже. Важнее — траты в отрасли и источники финансирования.

Откуда деньги?

Итак, в основном предприятия тратят средства на строительство и обновление цехов. При этом все работы над двигателями идут отдельной строкой.

Загрузка Vkontakte видео...
Возведение новых цехов финансируется либо из бюджета государства, либо за счёт собственных средств Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — как в случае с «Суперджетом», либо за счёт инвестиций перевозчиков — S7 («Сибирь») — с Ту-214.
«Техносфера Россия»

Непосредственно производство самолётов финансируется за счёт кредитных средств либо средств перевозчиков. На самолёт выделили деньги — его строят.

Сертификация и доработка лайнеров требует наименьших трат. Они касаются лишь первых лет эксплуатации, когда вероятны простои из-за выявленных технических проблем.

Внешнюю выручку никто не отменял

По состоянию на осень 2025 года наиболее значимые проекты МС-21, SJ-100 и Ил-114 находятся в финальной стадии сертификации и подготовки производства. Здесь уже крупных вложений не требуется.

Многие моменты ОАК может финансировать за счёт военных контрактов и прочих составляющих государственного оборонного заказа (ГОЗ). Ну и внешнюю выручку никто не отменял. Это очень большие суммы. Поэтому бюджетную часть и могли частично срезать.
«Техносфера Россия»

Текущие поставки финансируются на счёт Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а также прочих лизинговых компаний. Соответственно, субсидирование кредитов на покупку МС-21 остаётся. А значит, что поставки самолётов остаются в рамках плана.

Загрузка Vkontakte видео...

Сокращение финансирования не значит убийство отрасли

Что касается непосредственно госзаказа, то он не предполагает большой рентабельности, но там в расходы вносится намного больше, чем реально было задействовано.

Туда включены смежные закупки, фонд оплаты труда незадействованного персонала, коммунальные платежи и прочее, что позволяет снимать нагрузку с предприятия.

Также курирующая предприятия авиапрома госкорпорация «Ростех» может получить в виде имущественного взноса на возмещение затрат на уплату купонов по облигациям в 2026 году — 10,4 млрд руб., в 2027-м — 4,3 млрд руб., в 2028-м — 10,5 млрд руб.

В общем, карманов много. Планы никто не отменял. Сокращение каких-либо статей бюджета не равно убийству авиапрома в целом. Цеха построили и оборудовали, самолёты частично построили, а строили на уже выделенное финансирование. Нового пока ничего не придумывали.
«Техносфера Россия»

На этом фоне стало известно, что кабмин в 2026 году направит 54,47 млрд рублей на проведение прикладных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в интересах российской авиационной промышленности.

Ранее www1.ru сообщал, что двигатель ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 сможет работать даже в Арктике.

Читайте ещё материалы:

Сейчас на главной