В конце сентября агентство «Интерфакс» опубликовало материал, в котором говорится о планах правительства РФ урезать финансирование отечественной авиационной промышленности на 40% в 2026 и 2027 году. Издание «Техносфера Россия» объяснило, почему сокращение потока денег не повлияет на темпы выпуска новых лайнеров МС-21-310, SJ-100, Ил-114-300 и других.
Для начала нужно понимать, в каком объёме и на что именно выделяются средства. Однако об этом позже. Важнее — траты в отрасли и источники финансирования.
Откуда деньги?
Итак, в основном предприятия тратят средства на строительство и обновление цехов. При этом все работы над двигателями идут отдельной строкой.
Возведение новых цехов финансируется либо из бюджета государства, либо за счёт собственных средств Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — как в случае с «Суперджетом», либо за счёт инвестиций перевозчиков — S7 («Сибирь») — с Ту-214.
Непосредственно производство самолётов финансируется за счёт кредитных средств либо средств перевозчиков. На самолёт выделили деньги — его строят.
Сертификация и доработка лайнеров требует наименьших трат. Они касаются лишь первых лет эксплуатации, когда вероятны простои из-за выявленных технических проблем.
Внешнюю выручку никто не отменял
По состоянию на осень 2025 года наиболее значимые проекты МС-21, SJ-100 и Ил-114 находятся в финальной стадии сертификации и подготовки производства. Здесь уже крупных вложений не требуется.
Многие моменты ОАК может финансировать за счёт военных контрактов и прочих составляющих государственного оборонного заказа (ГОЗ). Ну и внешнюю выручку никто не отменял. Это очень большие суммы. Поэтому бюджетную часть и могли частично срезать.
Текущие поставки финансируются на счёт Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а также прочих лизинговых компаний. Соответственно, субсидирование кредитов на покупку МС-21 остаётся. А значит, что поставки самолётов остаются в рамках плана.
Сокращение финансирования не значит убийство отрасли
Что касается непосредственно госзаказа, то он не предполагает большой рентабельности, но там в расходы вносится намного больше, чем реально было задействовано.
Туда включены смежные закупки, фонд оплаты труда незадействованного персонала, коммунальные платежи и прочее, что позволяет снимать нагрузку с предприятия.
Также курирующая предприятия авиапрома госкорпорация «Ростех» может получить в виде имущественного взноса на возмещение затрат на уплату купонов по облигациям в 2026 году — 10,4 млрд руб., в 2027-м — 4,3 млрд руб., в 2028-м — 10,5 млрд руб.
В общем, карманов много. Планы никто не отменял. Сокращение каких-либо статей бюджета не равно убийству авиапрома в целом. Цеха построили и оборудовали, самолёты частично построили, а строили на уже выделенное финансирование. Нового пока ничего не придумывали.
На этом фоне стало известно, что кабмин в 2026 году направит 54,47 млрд рублей на проведение прикладных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в интересах российской авиационной промышленности.
Ранее www1.ru сообщал, что двигатель ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 сможет работать даже в Арктике.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
Баканов анонсировал масштабное сотрудничество России и Индии в космической сфере
Предприятия ОПК выпускают значительный объём вооружений
Космонавты Сергей Рыжиков, Алексей Зубрицкий и астронавт NASA Джонатан Ким завершат миссию 9 декабря
Экипаж экпедиции МКС-74 адаптируется к невесомости и готовится к более чем 40 научным экспериментам
Глава государства оценил сотрудничество российских и индийских оружейников
Поезда будут курсировать по укороченным маршрутам с увеличенными интервалами
На вооружении ВС Индии стоит основной боевой танк Т-90
Ограничения введены из-за использования сервиса для преступной деятельности
Самолет со сменной конфигурацией салона будет использоваться для пассажирских и грузовых перевозок
Советский тяжёлый транспортник установил мировой рекорд в историческом полярном перелёте — без ориентиров, над четырьмя океанами и ледяной пустыней
Новый самолёт от ЦАГИ готов перевозить до 180 тонн на 7 000 км — и делать это эффективнее конкурентов
Эксперты предупреждают о фишинговых сообщениях с требованием оплатить задолженность