МС-21, Ил-114-300 и SJ-100 — на плахе? Казнь российского авиапрома отменили

На финальной стадии сертификации новых лайнеров не потребуется крупных вложений

В конце сентября агентство «Интерфакс» опубликовало материал, в котором говорится о планах правительства РФ урезать финансирование отечественной авиационной промышленности на 40% в 2026 и 2027 году. Издание «Техносфера Россия» объяснило, почему сокращение потока денег не повлияет на темпы выпуска новых лайнеров МС-21-310, SJ-100, Ил-114-300 и других.

МС-21-310

Для начала нужно понимать, в каком объёме и на что именно выделяются средства. Однако об этом позже. Важнее — траты в отрасли и источники финансирования.

Откуда деньги?

Итак, в основном предприятия тратят средства на строительство и обновление цехов. При этом все работы над двигателями идут отдельной строкой.

Возведение новых цехов финансируется либо из бюджета государства, либо за счёт собственных средств Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — как в случае с «Суперджетом», либо за счёт инвестиций перевозчиков — S7 («Сибирь») — с Ту-214.
«Техносфера Россия»

Непосредственно производство самолётов финансируется за счёт кредитных средств либо средств перевозчиков. На самолёт выделили деньги — его строят.

Сертификация и доработка лайнеров требует наименьших трат. Они касаются лишь первых лет эксплуатации, когда вероятны простои из-за выявленных технических проблем.

МС-21-310

Внешнюю выручку никто не отменял

По состоянию на осень 2025 года наиболее значимые проекты МС-21, SJ-100 и Ил-114 находятся в финальной стадии сертификации и подготовки производства. Здесь уже крупных вложений не требуется.

Многие моменты ОАК может финансировать за счёт военных контрактов и прочих составляющих государственного оборонного заказа (ГОЗ). Ну и внешнюю выручку никто не отменял. Это очень большие суммы. Поэтому бюджетную часть и могли частично срезать.
«Техносфера Россия»

Текущие поставки финансируются на счёт Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а также прочих лизинговых компаний. Соответственно, субсидирование кредитов на покупку МС-21 остаётся. А значит, что поставки самолётов остаются в рамках плана.

Сокращение финансирования не значит убийство отрасли

Что касается непосредственно госзаказа, то он не предполагает большой рентабельности, но там в расходы вносится намного больше, чем реально было задействовано.

Туда включены смежные закупки, фонд оплаты труда незадействованного персонала, коммунальные платежи и прочее, что позволяет снимать нагрузку с предприятия.

МС-21-310

Также курирующая предприятия авиапрома госкорпорация «Ростех» может получить в виде имущественного взноса на возмещение затрат на уплату купонов по облигациям в 2026 году — 10,4 млрд руб., в 2027-м — 4,3 млрд руб., в 2028-м — 10,5 млрд руб.

В общем, карманов много. Планы никто не отменял. Сокращение каких-либо статей бюджета не равно убийству авиапрома в целом. Цеха построили и оборудовали, самолёты частично построили, а строили на уже выделенное финансирование. Нового пока ничего не придумывали.
«Техносфера Россия»

На этом фоне стало известно, что кабмин в 2026 году направит 54,47 млрд рублей на проведение прикладных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в интересах российской авиационной промышленности.

Ранее www1.ru сообщал, что двигатель ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 сможет работать даже в Арктике.

Читайте ещё материалы: