Период Холодной войны ознаменовался бурным развитием военных технологий, где потребность, как известно, стимулирует изобретения, а военное время часто рождает их из нужды. Среди множества инженерных решений, поражающих воображение, выделяется советский проект танка «Прогрев-Т».
Начнем с определения ключевого понятия. Минный тральщик — это особый вид военной техники, созданный для того, чтобы пробивать безопасные проходы в минных полях, облегчая передвижение как пехоты, так и боевых машин. Существует множество подходов к обезвреживанию этих смертельных устройств, и российские инженеры разработали один из самых нестандартных. Этот проект был назван таинственным и внушительным именем — «Объект 604».
Советские инженеры переоборудовали танк Т-55, оснастив его реактивным двигателем от истребителя МиГ-15, чтобы создать уникальную машину для разминирования — «газодинамический трал». Эта разработка, появившаяся в ответ на сложности советско-афганской войны и активное применение мин моджахедами, предназначалась для уничтожения мин на дорогах с помощью мощного реактивного выхлопа и высокой температуры.
Модифицированный Т-55 получил авиационный турбореактивный двигатель Климова ВК-1. Его направленная вниз струя горячих газов создавала зону поражения шириной 10-12 метров, позволяя машине медленно продвигаться. В отличие от традиционных механических тралов, система «Прогрев-Т» использовала тепло и энергию двигателя для расплавления грунта и детонации мин. Прототипы, испытанные в конце 70-х – начале 80-х годов, успешно применялись в Афганистане для обезвреживания самодельных взрывных устройств на дорогах, а запас топлива позволял очистить до 11 километров пути.
Гибридная конструкция, созданная на основе советских экспериментов с перепрофилированным оборудованием, сочетала мобильность и защиту Т-55 с разрушительной силой двигателя МиГ-15 (проверенная технология Корейской войны).
Проект столкнулся с многочисленными проблемами, обрекшими его на забвение. Главной из них была низкая скрытность: громкий реактивный двигатель привлекал внимание противника. Машина была громоздкой и непрактичной для длительных полевых операций, как в Афганистане. Высокая температура двигателя представляла опасность для экипажа и дружественных сил, а размеры ограничивали манёвренность. В Афганистане «Прогрев-Т» показал частичный успех в расчистке снега и льда, но как минный тральщик был ужасен. К 1980-м проект был заморожен, выпущены лишь прототипы, что отражает тенденцию амбициозных, но непрактичных советских военных разработок.
Технические характеристики:
- боевая масса — 37 т
- ширина траления — 10–12 м
- скорость траления — 1 ... 3 км/ч
- надёжность траления — 99%
- время непрерывной работы — 2,5 ч
- траление мин на глубине — до 20 см (при работе в качестве рыхлителя — до 50 см) от верхней части кривошипа
Читайте еще по теме:
Речные танки. Бронекатера проекта 1124 и 1125 стали символом советской речной военной мощи
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие