Водопад с небес: как авиация МЧС России помогает укрощать огонь

Какие пожарные самолёты и авиация стоят на службе МЧС России?

17 августа в России отмечается профессиональный праздник — День Воздушного флота. В борьбе с пожарами авиация МЧС России играет важнейшую роль, используя современные технологии и высокоточные приборы для обнаружения и тушения очагов возгорания с воздуха. Успех операций во многом зависит от мастерства пилота и слаженной работы экипажа.

В первую очередь лётчики оценивают:

  • дальность видимости
  • масштаб пожара
  • метеоусловия

Исходя из этого, экипаж регулирует скорость, высоту и траекторию полёта. Самолётам запрещено залетать в очаги дыма и огня. Тепловизоры, установленные на борту, фиксируют температуру в зоне возгорания, что позволяет точно выбрать точку сброса воды. Российские спасатели-авиаторы совершенствуют свои навыки на специальных полигонах, добиваясь точности сброса в пределах 5 метров.

На скорости более 300 км/ч борт снижается до высоты 30-этажного небоскреба, 60 метров над землей.
представитель МЧС России 

Пожарные самолеты и авиация на службе МЧС России:

Бе-200

 Бе-200

Бе-200 — уникальный самолёт-амфибия, способный набирать воду для тушения пожаров как с аэродромов, так и в движении по водной поверхности. Его многофункциональность охватывает тушение пожаров, поисково-спасательные работы, охрану водоёмов, экологические задачи, а также перевозку пассажиров и грузов. По своим лётно-техническим показателям Бе-200 не имеет равных в мире.

Самолёт пригоден для эксплуатации с аэродромов категории Б, требующих взлётно-посадочной полосы длиной 1800 метров. Также он может использоваться на водных объектах, если их длина составляет не менее 2700 метров, а глубина — не менее 2,6 метра. Бе-200 способен совершать взлёты и посадки на воду при волнении до 1,2 метра (3 балла). Благодаря специальной антикоррозийной защите, самолёт может безопасно эксплуатироваться в морских условиях.

Технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 700 км/ч на высоте 7000 м
  • Крейсерская скорость: 550–610 км/ч
  • Скорость при наборе воды: 180–200 км/ч
  • Практическая дальность: 3100 км
  • Экипаж: 2 человека
  • Пассажировместимость: до 43 пассажиров
  • Масса полезной нагрузки: 5000 кг груза, а также 12 м³ воды в баках (8 секций, с возможностью одновременного или последовательного сброса)
  • Максимальная взлётная масса: с воды — 43 000 кг, с суши — 42 000 кг

Ил-76П

  Ил-76П  

Ещё в конце 1980-х годов начались эксперименты по переоборудованию стандартного Ил-76МД в самолет для тушения пожаров. Потребность в такой специализированной технике возникла из понимания ограничений самолётов-амфибий, таких как Бе-200, которым для забора воды необходим водоём. Что делать, если поблизости от пожара нет подходящего водоёма, куда мог бы приземлиться самолёт для дозаправки водой? Именно для решения этой проблемы и был создан Ил-76П (Пожарный).

Конструктивно он практически не отличается от серийного военно-транспортного, однако его пришлось оснастить дополнительным оборудованием. Как можно видеть на картинке, в его грузовой отсек помещается нечто похожее на трубы. Это устройство называется выливной авиационный прибор (ВАП).

Технические характеристики:

  • Размах крыла: 50,5 м
  • Длина самолёта: 46,59 м
  • Высота самолёта: 14,76 м
  • Площадь крыла: 300 м²
  • Масса: снаряжённого самолёта — 91 800 кг, максимальная взлётная — 170 000 кг
  • Тип двигателя: 4 ТРДД Д-30КП серии 2
  • Тяга: 4 х 12 000 кгс
  • Максимальная скорость: 850 км/ч
  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Дальность полёта: 5 000 км
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Экипаж: 7 человек
  • Полезная нагрузка: 44 000 кг воды или 4 пожарных-парашютистов и 5 000 кг спецоборудования или 150 пассажиров в трёх пассажирских модулях

Подписывайтесь на новости «Первого технического» в Google News, чтобы оставаться в курсе последних событий из мира науки и техники.

Читайте еще по теме:

Малый десантный корабль на воздушной подушке Балтийского флота выполнил учебно-боевые задачи в Балтийском море

Речные танки. Бронекатера проекта 1124 и 1125 стали символом советской речной военной мощи

«Курск»: эхо трагедии спустя 25 лет

Первому российскому пассажирскому магистральному паровозу — 180 лет