«Российскую авиацию уважают»: шеф-пилот ОКБ «Сухого» Сергей Богдан рассказал о сложностях высшего пилотажа на Су-57

Летчик участвовал в авиасалоне Airshow China в Чжухае

Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 «вызвал невообразимый ажиотаж» на авиасалоне Airshow China в Чжухае. Это доказывает интерес к российскому авиастроению, заявил шеф-пилот ОКБ «Сухого» Сергей Богдан.

Су-57 на авиасалоне в Китае Источник: Изображение ОАК
https://t.me/uac_ru

Российскую авиацию уважают. Ажиотаж вокруг самолета Су-57 подтверждает интерес к самой России и ее авиастроению. 

Сергей Богдан, летчик Су-57

О сложностях высшего пилотажа на Су-57

По словам Богдана, в программу добавили еще один элемент — восходящий штопор. 

Раньше мы делали нисходящий штопор. Делали долгий колокол: когда самолет движется вперед на околонулевой скорости, но со стороны смотрится будто он стоит на месте. Это происходит благодаря тяге двигателя и системе управления.

Сергей Богдан, летчик Су-57
Су-57 на авиасалоне Источник: Изображение ОАК
https://t.me/uac_ru

Какие факторы влияют на пилотирование?

Шеф-пилот ОКБ «Сухого» признался, что погода является критически важным фактором для демонстрационного пилотажа. Летчику нужно построить программу таким образом, чтобы погода не повлияла.

За час до полета может быть одна погода, а перед вылетом изменится. Это, пожалуй, самый тяжелый момент на авиасалонах. Нельзя допускать никаких экспромтов — все должно быть спланировано и отработано. 

Сергей Богдан, летчик Су-57
Источник: Изображение ОАК
https://t.me/uac_ru

Штопор в авиации

Штопор является одним из наиболее сложных режимов полета.  Пилотирование самолета в этом режиме отличается от обычной летной эксплуатации.

 Штопором называют непроизвольное движение самолета по крутой спиралевидной траектории малого радиуса в режиме авторотации. В восходящем штопоре самолет движется по восходящей траектории, то есть совершает динамический набор высоты по спирали.  

Учебное пособие «Штопор самолета» Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации

Советский летчик Константин Арцеулов впервые выполнил штопор на самолете «Ньюпор-21» в 1916 году. Он поднялся над Качинским аэродромом на высоту 1500 м и свалил самолет в штопор. Исследованиями штопора в 1935 году занимался профессор Сергей Ведров и летчик-испытатель Юрий Станкевич.

В современной авиации летчики преднамеренно вводят самолет в штопор при тренировочных полетах, при выполнении отдельных фигур высшего пилотажа, при специальных летных испытаниях. Штопор также используют в качестве тактического маневра, чтобы уйти от огня зенитной артиллерии.

Читайте еще по теме:

Восточная и западная инженерная мысль: Bulgarian Military сравнило характеристики Су-30МКИ и Dassault Rafale

Bulgarian Military: Су-57 нужно всего три действия, чтобы поразить шведские самолеты ДРЛО Saab 340 AEW&C

«Быстрый и точный удар в самое сердце противника»: Bulgarian Military напомнило о потенциале бомбардировщика Т-160 с ракетами Х-101

Копия западной разработки?: Российский самолет УТС-800 сравнили с австрийским DART

Будущее региональной авиации: турбовинтовой самолет «Ладога» заменит Ан-24, Ан-26, Ан-140 и Як-40