Южнокорейское издание The Chosun Daily рассказало о списании и последующей продаже части своих паротурбинных СПГ-танкеров, связанных с государственным СПГ-импортером Korea Gas Corporation. В частности, SK Shipping недавно продала четыре СПГ-танкера такого типа возрастом 24–25 лет за 13,8 млн долларов — по цене лома. В числе причин избавления от таких судов называют неспособность судовладельцев к новым чартерным соглашениям, моральное устаревание таких судов и мягкую зиму, которая снизила мировой спрос на энергоносители.

По данным аналитического бюро Clarksons Research, сейчас около 30% мирового флота перевозки СПГ состоит из паротурбинных СПГ-танкеров, это около 230 судов. К концу года на продажу могут быть выставлены более 30 из них не только в Южной Корее, но и в других странах.

Однако на эти суда могут быстро найтись свои покупатели. В июле британская газета Financial Times опубликовала материал о всплеске интереса в 2023 году на рынке к СПГ-танкерам, включая старые и малоэкологичные паротурбинные суда. Издание отметило, что их активно стали закупать ранее неизвестные на рынке компании, зарегистированные в ОАЭ. С апреля 2023 года эти таинственные компании из ОАЭ приобрели более 50 СПГ-танкеров. Ранее подобных сделок фиксировались единицы, и внезапный их рост спровоцировал подорожание судов.

Рынок старых СПГ-танкеров с паровыми турбинами сократился из-за ужесточения экологических норм, а также значительного усовершенствования технологий. Однако сейчас мы наблюдаем возрождение этого типа судов. Одно из объяснений: они переходят в теневой флот.
Тоби Данипэйс, управляющий директор по рынку СПГ SSY

По данным аналитической компании Kpler, на которые сослалось издание, некоторые из недавно приобретённых СПГ-танкеров имеют ледовый класс Arc7 и ходят по Севморпути. Поэтому потенциальный формирующийся теневой флот с корнями в ОАЭ журналисты связали с интересами России, и с её желанием обойти июньский пакет санкций, связанный с российской нефтегазовой промышленостью и СПГ-проектами. О такой же возможной связи писали и в ряде других западных изданий.

Официального подтверждения этой информации с российской стороны не поступало, как и опровержения. Впрочем, в независимости нефтегазовых перевозок от США и контроля западных стран заинтересованы не только в Москве. 

СПГ-танкеры в России

Ещё до ужесточения летом 2024 года западных санкций Россия озаботилась созданием своего флота нефтеналивных танкеров и танкеров-газовозов. Нефтеналивные танкеры, как и газовозы, производить Россия может. В частности, с 2020 года Россия самостоятельно выпускает танкеры типа Aframax на газомоторном топливе дедвейтом от 80 до 120 тысяч тонн. 

Нефтеналивный танкер типа «Афрамакс» «Академик Губкин».
Нефтеналивный танкер типа «Афрамакс» «Академик Губкин».

Может страна и проектировать для таких судов разные инновационные решения, связанные с увеличением эффективности перевозок СПГ. В частности, в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете сейчас активно разрабатывают перспективный модельный ряд морских газотурбинных двигателей для СПГ-танкеров и других крупнотоннажных судов. Там же изобрели и отечественный программный комплекс для расчёта и анализа эффективности парогазовых установок, необходимый для замены комбинированных энергетических установок на базе дизельных двигателей. Дизельные двигатели, которые в основном устанавливаются на газовозы, Россия сама не производит, поэтому отечественным корабелам необходимы новые решения для их замены.

Но сейчас наиболее перспективным регионом для добычи СПГ выступает Арктика, где требуются СПГ-газовозы арктического класса Arc7 — суда, максимально высокотехнологичные и сложные в производстве. Их Россия самостоятельно ещё никогда не строила и на воду не спускала.

Арктический газовоз «Владимир Визе», построенный для России южнокорейской DSME.
Арктический газовоз «Владимир Визе», построенный для России южнокорейской DSME.

Для завода проекта  «Ямал-СПГ» пятнадцать газовозов класса Arc7 по заказу «НОВАТЭК» построили на верфях Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) в Южной Корее. Для следующего арктического проекта «Арктик СПГ-2» России нужно было построить ещё двадцать одно такое судно.

Но и сам СПГ-проект, и «НОВАТЭК», которая им занимается, попали под санкции Евросоюза и США. Поэтому шесть арктических газовозов, которые начали строиться для «Арктик СПГ-2» южнокорейской Hanwha Ocean (экс-DSME), вряд ли будут переданы России в ближайшее время.

Строительством остальных пятнадцати газовозов для «Арктик СПГ-2» занимается судоверфь «Звезда». Головной танкер ледового класса Arc7, «Алексей Косыгин», заказчик  должен был получить до конца 2024 года, первый танкер, «Сергей Витте» — в начале 2025 года. Но в ноябре издание «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники, сообщило о переносе сроков: газовоз «Алексей Косыгин» сдадут в начале 2025 года, «Сергей Витте» — до конца марта 2025 года. 

Торжественная церемония имянаречения арктического танкера-газовоза «Алексей Косыгин» на судостроительном заводе «Звезда». 
Торжественная церемония имянаречения арктического танкера-газовоза «Алексей Косыгин» на судостроительном заводе «Звезда». 

Официально ни «Звезда», ни «НОВАТЭК» информацию о переносе сроков сдачи танкеров не опровергли. Эксперты же отмечают, что отсутствие собственных свободных арктических газовозов для «Арктик СПГ-2», скорее всего, вынудит проект полностью прекратить отгрузки на зимний период. Таким образом, появление теневых арктических газовозов могло бы исправить положение.

Впрочем, прорабатывается и альтернативный вариант арктического российского газовоза. В октябре 2024 года в Санкт-Петербурге на Петербургском международном газовом форуме показали проект  атомного подводного газовоза «Пилигрим». Всего за 12 суток он сможет пройти Севморпуть на реакторах «Ритм – 200». Уже известно, что НИЦ «Курчатовский институт» заключил с «Газпромом» договор на разработку этого судна.

Читать материалы по теме:

Сократят потери от 7% до 38% — в российском МАИ разработаны новые ёмкости для перевозки сжиженного природного газа

Российские учёные придумали, как победить депрессию у нефтяных скважин

Bloomberg: Россия останавливает свой завод по производству оборудования для СПГ-заводов

Новая российская технология нефтедобычи позволяет быстрее бурить скважины до 4 км

Комментировать

Сейчас на главной