Южнокорейское издание The Chosun Daily рассказало о списании и последующей продаже части своих паротурбинных СПГ-танкеров, связанных с государственным СПГ-импортером Korea Gas Corporation. В частности, SK Shipping недавно продала четыре СПГ-танкера такого типа возрастом 24–25 лет за 13,8 млн долларов — по цене лома. В числе причин избавления от таких судов называют неспособность судовладельцев к новым чартерным соглашениям, моральное устаревание таких судов и мягкую зиму, которая снизила мировой спрос на энергоносители.
По данным аналитического бюро Clarksons Research, сейчас около 30% мирового флота перевозки СПГ состоит из паротурбинных СПГ-танкеров, это около 230 судов. К концу года на продажу могут быть выставлены более 30 из них не только в Южной Корее, но и в других странах.
Однако на эти суда могут быстро найтись свои покупатели. В июле британская газета Financial Times опубликовала материал о всплеске интереса в 2023 году на рынке к СПГ-танкерам, включая старые и малоэкологичные паротурбинные суда. Издание отметило, что их активно стали закупать ранее неизвестные на рынке компании, зарегистированные в ОАЭ. С апреля 2023 года эти таинственные компании из ОАЭ приобрели более 50 СПГ-танкеров. Ранее подобных сделок фиксировались единицы, и внезапный их рост спровоцировал подорожание судов.
Рынок старых СПГ-танкеров с паровыми турбинами сократился из-за ужесточения экологических норм, а также значительного усовершенствования технологий. Однако сейчас мы наблюдаем возрождение этого типа судов. Одно из объяснений: они переходят в теневой флот.
По данным аналитической компании Kpler, на которые сослалось издание, некоторые из недавно приобретённых СПГ-танкеров имеют ледовый класс Arc7 и ходят по Севморпути. Поэтому потенциальный формирующийся теневой флот с корнями в ОАЭ журналисты связали с интересами России, и с её желанием обойти июньский пакет санкций, связанный с российской нефтегазовой промышленостью и СПГ-проектами. О такой же возможной связи писали и в ряде других западных изданий.
Официального подтверждения этой информации с российской стороны не поступало, как и опровержения. Впрочем, в независимости нефтегазовых перевозок от США и контроля западных стран заинтересованы не только в Москве.
СПГ-танкеры в России
Ещё до ужесточения летом 2024 года западных санкций Россия озаботилась созданием своего флота нефтеналивных танкеров и танкеров-газовозов. Нефтеналивные танкеры, как и газовозы, производить Россия может. В частности, с 2020 года Россия самостоятельно выпускает танкеры типа Aframax на газомоторном топливе дедвейтом от 80 до 120 тысяч тонн.
Может страна и проектировать для таких судов разные инновационные решения, связанные с увеличением эффективности перевозок СПГ. В частности, в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете сейчас активно разрабатывают перспективный модельный ряд морских газотурбинных двигателей для СПГ-танкеров и других крупнотоннажных судов. Там же изобрели и отечественный программный комплекс для расчёта и анализа эффективности парогазовых установок, необходимый для замены комбинированных энергетических установок на базе дизельных двигателей. Дизельные двигатели, которые в основном устанавливаются на газовозы, Россия сама не производит, поэтому отечественным корабелам необходимы новые решения для их замены.
Но сейчас наиболее перспективным регионом для добычи СПГ выступает Арктика, где требуются СПГ-газовозы арктического класса Arc7 — суда, максимально высокотехнологичные и сложные в производстве. Их Россия самостоятельно ещё никогда не строила и на воду не спускала.
Для завода проекта «Ямал-СПГ» пятнадцать газовозов класса Arc7 по заказу «НОВАТЭК» построили на верфях Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) в Южной Корее. Для следующего арктического проекта «Арктик СПГ-2» России нужно было построить ещё двадцать одно такое судно.
Но и сам СПГ-проект, и «НОВАТЭК», которая им занимается, попали под санкции Евросоюза и США. Поэтому шесть арктических газовозов, которые начали строиться для «Арктик СПГ-2» южнокорейской Hanwha Ocean (экс-DSME), вряд ли будут переданы России в ближайшее время.
Строительством остальных пятнадцати газовозов для «Арктик СПГ-2» занимается судоверфь «Звезда». Головной танкер ледового класса Arc7, «Алексей Косыгин», заказчик должен был получить до конца 2024 года, первый танкер, «Сергей Витте» — в начале 2025 года. Но в ноябре издание «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники, сообщило о переносе сроков: газовоз «Алексей Косыгин» сдадут в начале 2025 года, «Сергей Витте» — до конца марта 2025 года.
Официально ни «Звезда», ни «НОВАТЭК» информацию о переносе сроков сдачи танкеров не опровергли. Эксперты же отмечают, что отсутствие собственных свободных арктических газовозов для «Арктик СПГ-2», скорее всего, вынудит проект полностью прекратить отгрузки на зимний период. Таким образом, появление теневых арктических газовозов могло бы исправить положение.
Впрочем, прорабатывается и альтернативный вариант арктического российского газовоза. В октябре 2024 года в Санкт-Петербурге на Петербургском международном газовом форуме показали проект атомного подводного газовоза «Пилигрим». Всего за 12 суток он сможет пройти Севморпуть на реакторах «Ритм – 200». Уже известно, что НИЦ «Курчатовский институт» заключил с «Газпромом» договор на разработку этого судна.
Читать материалы по теме:
Российские учёные придумали, как победить депрессию у нефтяных скважин
Bloomberg: Россия останавливает свой завод по производству оборудования для СПГ-заводов
Новая российская технология нефтедобычи позволяет быстрее бурить скважины до 4 км