Поиск по публикациям и новостям

Российские учёные придумали, как победить депрессию у нефтяных скважин
Разработка ПНИПУ поможет избежать неправильной работы со скважинами и нарастить их продуктивность на 85%

В Пермском Политехе разработали метод подсчёта оптимальных параметров работы скважин для высокой эффективности добычи углеводородных ресурсов. Неправильно подобранные параметры работы скважин могут снизить их продуктивность до всего лишь 15%. Но разработка ПНИПУ поможет нефтяникам вернуть эти исчезающие при неверно заданных параметрах для скважин 85% нефти или газа с помощью правильных подсчётов.

Исследование в рамках реализации программы «Приоритет 2030» доказало прямую связь между образованием пластовой депрессии и коэффициентом продуктивности скважины.

Один из наиболее распространённых методов создания гидродинамической связи между пластом и скважиной — кумулятивная перфорация, в ходе которой в скважину спускают перфоратор на электрическом кабеле. Взрыв от его зарядов образует направленную струю, которая создаёт каналы. Разница давлений столба жидкости в скважине и пластового давления называется депрессией. Недостаток кумулятивной перфорации в том, что из-за неё вблизи проделанных каналов меняется напряжённо-деформированное состояние колонны, цементного камня и породы-коллектора. Это приводит к снижению проницаемости горных пород и продуктивности скважины в целом.
Пресс-служба ПНИПУ

Чтобы изучить влияние кумулятивной перфорации на проницаемость породы и вероятность появления ослабленных или разрушаемых областей, в ПНИПУ провели численное моделирование околоскважинной зоны. Модель скважины включала в себя образец эксплуатационной колонны, цементный камень и участок породы-коллектора с перфорационными отверстиями.

Выяснилось, что в процессе увеличения разницы пластового и забойного давлений на пласт разрушение от растягивающих напряжений уменьшается. При значении депрессии 9 МПа такие зоны полностью исчезали, а области разрушения от сжатия увеличивались.

Мы выявили, что при повышении депрессии на пласт до 12 МПа предельное снижение коэффициента продуктивности скважины может достигнуть 15 %, что говорит о необходимости поиска оптимального режима работы добывающей скважины.
Вадим Дерендяев, ассистент кафедры «Нефтегазовые технологии» ПНИПУ

Исследователи надеются, что разработанная ими численная модель поможет улучшить в России подбор эффективного режима работы для добывающих скважин нефти и газа. 

Читать материалы по теме:

Новая российская технология нефтедобычи позволяет быстрее бурить скважины до 4 км

Россия впервые применила при нефтедобыче разработку производителей «Тополя» и «Ярса»

Нейросеть «Газпрома» нашла новые запасы нефти в Ханты-Мансийском автономном округе и Томской области

Источники
ПНИПУ

Сейчас на главной

1 час назад
ЦБ России выступает за ужесточение правил обращения криптовалют

Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что инвестировать в «крипту» могут только особо квалифицированные инвесторы

1 час назад
В Нижнем Новгороде спустили на воду земснаряд Florian-501

Подобные суда разработали для внутренних водных путей России впервые

1 час назад
Единый реестр происшествий создадут в России к 2027 году

Оператором новой системы выступит МЧС

1 час назад
Lada — всему голова: россияне массово пересаживаются на отечественные машины

Lada Granta стала самой популярной моделью автомобилей в России в марте

1 час назад
Электрический болид Formula Madi представили на выставке «Мотовесна 2025»

Машина оснащена прямозубым редуктором

1 час назад
Продажи на старте, а машин — дефицит: АвтоВАЗ собрал всего 30 автомобилей Lada Niva Sport

На заводе собирали в среднем по 10 машин в месяц

2 часа назад
Самая крупная атомная стройка в мире набирает обороты: корпус реактора на первом блоке АЭС «Эль-Дабаа» установят в ноябре 2025 года

Все работы идут по плану

3 часа назад
Белорусский Belgee стал лидером продаж авто среди новых брендов в России

В марте компания продала в России почти 2,5 тысячи автомобилей

3 часа назад
Продажи грузовиков в марте обвалились на 59%

Абсолютным лидером на рынке тяжелых грузовиков в России остается отечественный КамАЗ

3 часа назад
Мощная магнитная буря накрыла Землю: раскрыта причина возмущений

Скорость солнечного ветра достигла 800 км/ч при норме 400 км/ч

4 часа назад
Первый дизель-генератор для нового локомотива ТЭ26 прошел испытания

В новом двигателе изменили расположение электронных блоков управления

4 часа назад
Бронированный «Соболь NN VIP» выпустили в России: отечественная замена внедорожникам Volkswagen Multivan, Mercedes-Benz V-класса, Toyota Land Cruiser

Помимо стёкол, в машине защищены боковины кузова, крыша, пол, моторный отсек, аккумуляторная батарея, топливный бак и колёсные арки