При создании стратегического бомбардировщика Ту-22М3 советские авиаконструкторы столкнулись с серьёзной технологической проблемой, связанной с применением алюминиево-цинковых сплавов. Об этом рассказал бывший заместитель директора Казанского авиазавода (КАЗ, входит в Объединённую авиастроительную корпорацию Ростеха) Владимир Бузницкий.
По его словам, именно программа Ту-22М3 стала поворотной точкой, когда в СССР окончательно отказались от ряда материалов, которые ранее считались перспективными, но на практике оказались опасными.
Один академик во ВИАМе (Всесоюзный НИИ авиационных материалов) протолкнул сплав алюминия и цинка. Из него делали стенки лонжеронов, кронштейны — да всё подряд. Американцы применяли его на F-111, и у них после двух тысяч лётных часов начал трещать стык крыла и центроплана. Сплав оказался крайне неустойчивым к ударным нагрузкам.
По его словам, появление материала в советских проектах сразу вызывало много вопросов со стороны инженеров.
Мы шутили, что это диверсия американцев. И хрупкий, и технология производства резко усложнялась. Когда впервые нашли трещины, нам сказали: „вы просто не умеете клепать”. А потом в эксплуатации начал трещать стык крыла и центроплана, пробовали ставить титановые накладки, отверстия разделывали по-особому, но всё без толку — всё равно сыпалось.
Напомним, серийную сборку Ту-22М3 завершили в середине 1990-х годов. Новые корпуса больше не выпускают, поэтому бомбардировщики собирают либо из оставшихся заделов, либо модернизируют старые машины. «Первый технический» подробно рассказывал о невозможности восстановить выпуск ракетоносцев.
Читайте ещё материалы по теме:
Сейчас на главной
Силовики предлагают задействовать сервис «Госуслуги»
В ЦОДД настроили их «на одну волну» на 630 улицах
Новые гражданские самолёты — без западных компонентов — готовы к продаже за рубеж
Перечень разрешённых материалов пока невелик
Учёные представили новый метод для быстрой настройки OCR-систем
Программа находит ферменты для расщепления молочного белка за считанные секунды
Первый бетон планируют залить 5 февраля
Крыши и дверей нет — только двигатель и надёжность
С января по ноябрь произошло 117 тысяч дорожных происшествий
Боевая машина усилила наступательный потенциал военных