«Это была диверсия»: на ракетоносце Ту-22М3 отказались от навязанного США сплава

Сплав цинка и алюминия оказался неустойчив к ударным нагрузкам

При создании стратегического бомбардировщика Ту-22М3 советские авиаконструкторы столкнулись с серьёзной технологической проблемой, связанной с применением алюминиево-цинковых сплавов. Об этом рассказал бывший заместитель директора Казанского авиазавода (КАЗ, входит в Объединённую авиастроительную корпорацию Ростеха) Владимир Бузницкий.

По его словам, именно программа Ту-22М3 стала поворотной точкой, когда в СССР окончательно отказались от ряда материалов, которые ранее считались перспективными, но на практике оказались опасными.

Один академик во ВИАМе (Всесоюзный НИИ авиационных материалов) протолкнул сплав алюминия и цинка. Из него делали стенки лонжеронов, кронштейны — да всё подряд. Американцы применяли его на F-111, и у них после двух тысяч лётных часов начал трещать стык крыла и центроплана. Сплав оказался крайне неустойчивым к ударным нагрузкам.
Владимир Бузницкий, бывший замгендиректора КАЗ

По его словам, появление материала в советских проектах сразу вызывало много вопросов со стороны инженеров.

Мы шутили, что это диверсия американцев. И хрупкий, и технология производства резко усложнялась. Когда впервые нашли трещины, нам сказали: „вы просто не умеете клепать”. А потом в эксплуатации начал трещать стык крыла и центроплана, пробовали ставить титановые накладки, отверстия разделывали по-особому, но всё без толку — всё равно сыпалось.
Владимир Бузницкий, бывший замгендиректора КАЗ

Напомним, серийную сборку Ту-22М3 завершили в середине 1990-х годов. Новые корпуса больше не выпускают, поэтому бомбардировщики собирают либо из оставшихся заделов, либо модернизируют старые машины. «Первый технический» подробно рассказывал о невозможности восстановить выпуск ракетоносцев.

Читайте ещё материалы по теме: