Банки против маркетплейсов: будет ли учтено мнение клиентов?

ЦБ предложил Минэкономики ограничить финпродукты онлайн-платформ, а маркетплейсы выдвинули встречные требования

Центробанк выразил поддержку крупным банкам в их конфликте с маркетплейсами из-за предоставления скидок покупателям через дочерние финансовые учреждения этих интернет-площадок. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина охарактеризовала такую практику как недобросовестную и направила письмо Максиму Решетникову, главе Минэкономики, с предложением запретить онлайн-платформам продавать банковские продукты на своих ресурсах. Маркетплейсы же заявляют, что банки пытаются ограничить конкуренцию.

Эльвира Набиуллина считает, что онлайн-платформам необходимо запретить практику установления различных цен в зависимости от выбранного способа оплаты. Кроме того, предлагается усилить контроль за этим процессом со стороны регулирующих органов, в частности Федеральной антимонопольной службы.

Глава Центрального банка уверена в необходимости введения запрета на реализацию продуктов дочерних банковских структур через маркетплейсы. По мнению Эльвиры Набиуллиной, такие продукты обладают очевидными неконкурентными преимуществами по сравнению с предложениями других участников банковского сектора. В настоящее время на онлайн-платформах можно приобрести товары по картам их дочерних банков по более низким ценам, чем при других способах оплаты, что создаёт неравные условия для других участников финансового рынка.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина

Впервые озвучил недовольство банковского сектора скидочными практиками онлайн-рынка глава «Сбера» Герман Греф, заявив, что онлайн-платформы недоплатили 1,5 трлн рублей налогов из-за системы скидок. Тогда же Эльвира Набиуллина предупредила о возможном запрете маркетплейсам иметь дочерние банки. Также динамичное развитие банков онлайн-площадок создаёт высокие кредитные риски, не говоря уже о прямом их влиянии на розницу и другие каналы продаж, которые проигрывают крупным игрокам в борьбе за покупателя.

Во многих странах маркетплейсам по закону запрещено иметь свои банки, но, к счастью для коллег, наш регулятор пока этого не требует, и мы его предложения поддерживаем.
Владимир Верхошинский, главный управляющий директор Альфа-банка

Крупные банки отмечают, что выступают не против скидок на маркетплейсах, «возмущение» скорее связано с привязкой их к конкретным платежным инструментам, что «сужает выбор и может вводить людей в заблуждение».

В то же время региональная общественная организация «Московское общество защиты потребителей» обратилось в Генпрокуратуру с жалобой на систематическое нарушение законодательства о защите прав потребителей со стороны ряда российских банков.

Встречная претензия имеет свои тезисы касательно банковских монополий. Так, банки внутри своих приложений создали полноценные торговые площадки и активно привлекают аудиторию с помощью маркетинговых программ и скидок. При этом покупатели вынуждены оплачивать товары и услуги картой только одного банка.

При честной конкуренции правила должны быть едиными для всех. Нельзя сначала дать бизнесу зеленый свет на развитие, а затем менять правила игры только для одной группы игроков, сохраняя привилегии для другой.
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли

В Министерстве экономики считают, что для введения ограничений на предоставление скидок необходим системный подход. Необходимо осуществлять прогнозирование возможных последствий принимаемых мер, оценивая их влияние на экономическую деятельность продавцов, поведение потребителей и функционирование платформенной экономики в целом.

Ранее www1.ru писал о том, что маркетплейсам в России хотят запретить инвестировать в скидки.

Читайте ещё материалы: