Российская авиация сделала гигантский шаг вперёд. Двигатель нового поколения ПД-35, созданный с использованием аддитивных технологий, прошёл успешные испытания, открывая эпоху модульных и сверхэффективных силовых установок.
Углепластик возглавил парад
С 2017 года специалисты «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы» разрабатывают ПД-35 — крупнейший отечественный турбореактивный двигатель, диаметр вентилятора которого достигает 3100 мм.
Лопатки из углепластика снизили массу на 600 кг по сравнению с титановой версией. Модульный подход с унифицированными узлами и газогенератором позволяет создавать семейство двигателей с тягой от 24 до 50 тонн.
Надёжно и долговечно
Испытания ДДТ на стенде подтвердили точность расчётов — более 50 запусков показали стабильную работу на взлётном режиме с тягой свыше 35 тонн. Особое внимание уделили узлам из инновационных материалов: лопаткам высокого давления компрессора и турбинам высокого и низкого давления. Эти компоненты прошли проверку на долговечность и надёжность.
Аддитивные технологии, включая селективное лазерное сплавление и гибридные методы, а также 3D-печать, применяются при создании композитных лопаток и деталей горячей части двигателя. Опыт ПД-14 стал фундаментом для ПД-35: сертификация завихрителя камеры сгорания ПД-14 открыла путь к широкому применению 3D-печати.
База для двигателей будущего
Цифровое моделирование, CAD/CAE и топологическая оптимизация сокращают время на доработку компонентов вдвое, ускоряя разработку и повышая удельную тягу и долговечность.
Программа ПД-35 формирует промышленную платформу для двигателей следующего поколения. Среди перспектив — ПД-26 и другие проекты с полностью аддитивными компонентами к 2030 году.
Российская отрасль газотурбинных двигателей выходит на новый уровень, где цифровые технологии и композитные материалы обеспечивают экономичность, надёжность и лидерство в мире.
Авиаэксперт Роман Гусаров объяснял, что до 2030 года двигатель ПД-35 вряд ли увидит свет. Теоретически агрегат можно установить на широкофюзеляжный Ил-96.