В КАМАЗе рассказали о развитии водородного транспорта и топливных элементов для них

Компания формирует полный цикл производства водородных машин, сочетая научные исследования и собственные ноу-хау

На ПАО «КАМАЗ» продолжаются разработки водородного транспорта. С 2025 года в Центре электроники и элементов питания работает современная лаборатория по исследованию топливных элементов и химических источников тока. Результаты исследований сразу интегрируются в конструкторские и технологические решения, что позволяет создавать высокоэффективные продукты.

Директор Центра Ленар Фардеев отмечает, что новый курс компании связан с глобальными трендами: переходом на низкоуглеродную экономику, возобновляемые источники энергии и «зелёную повестку». С 2022 года в «КАМАЗе» действует департамент водородных технологий, а затем был открыт Центр электроники и элементов питания в технопарке «Олимп». По словам Фардеева, цель проекта — пройти полный цикл создания водородного автомобиля: от фундаментальных исследований до мелкосерийного и серийного производства, используя собственные ноу-хау вместо импортных комплектующих.

Топливный элемент — ключевой компонент электрохимического генератора, обеспечивающий прямое преобразование химической энергии водорода в электрическую. Он состоит из гальванических ячеек, соединённых в «стопку», образующих мембранно-электродный блок. В лаборатории изучают материалы, толщину мембран, технологии нанесения и условия эксплуатации, чтобы повысить эффективность и ресурс батарей.

Лаборатория оснащена современным оборудованием, позволяющим работать с материалами, создавать прототипы и проводить как потоковые, так и фундаментальные исследования. Методом проб и ошибок инженеры оптимизируют компоновки и повышают показатели производительности топливных элементов.

Для подготовки специалистов в области водородных технологий «КАМАЗ» сотрудничает с ПИШ и КФУ, организовав направление «Автономные энергетические системы». Студенты проходят практику и разрабатывают дипломные проекты на базе лаборатории. Сейчас в Центре трудятся около 60 специалистов, а система сотрудничества с университетами по всей стране позволяет формировать новые команды для дальнейшего развития водородного направления.

Читайте ещё по теме: