Инженеры Московского авиационного института (МАИ) разработали новые методы компьютерного моделирования, позволяющие прогнозировать и предотвращать одно из самых опасных состояний при полёте вертолётов — режим «вихревого кольца». Эта аэродинамическая аномалия нередко становится причиной аварий и катастроф, сообщили в пресс-службе МАИ.
Специалисты института создали две взаимодополняющие технологии. Первая — метод численного моделирования аэродинамики несущих винтов, позволяющий быстро и точно рассчитывать параметры потока в критических режимах. Вторая методика определяет границы области, где может возникнуть «вихревое кольцо», с учётом особенностей конкретного типа винта. Такой индивидуализированный подход обеспечивает максимальную точность прогнозов и помогает инженерам заранее выявлять опасные сценарии.
Полученные результаты уже используются для уточнения моделей динамики полёта в авиационных тренажёрах. Это позволяет корректировать поведение вертолёта в симуляции и готовить пилотов к действиям в экстремальных ситуациях. Кроме того, данные МАИ планирует применять при разработке новых руководств по лётной эксплуатации.
Режим «вихревого кольца» возникает при крутом снижении вертолёта с вертикальной скоростью около 6–10 м/с. Воздух, отбрасываемый лопастями вниз, сталкивается с встречным потоком и начинает циркулировать вокруг винта. В результате тяга резко падает, мощность двигателя возрастает, появляются сильные вибрации и потеря управляемости. Без своевременной реакции пилота это может привести к катастрофе.
По словам преподавателя кафедры «Проектирование вертолётов» МАИ Павла Макеева, новый проект подводит итог многолетним исследованиям и открывает новые направления работы. Учёные уже готовят расширение методов для анализа поведения винтов перспективных скоростных вертолётов, винтокрылых аппаратов вертикального взлёта и малых беспилотников.