Исследователи Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, Челябинск) запатентовали демонстратор двигательной установки первой в России одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя вертикального взлёта и посадки. Уникальная разработка снабжена системой электронного управления тягой, которая делает полёт более устойчивым и экономичным.
Работы над проектом ведутся с 2021 года при участии специалистов Государственного ракетного центра имени Макеева. Новый демонстратор посадочного модуля оснащён многокамерным двигателем с профилированным центральным телом и инновационным механизмом регулирования направления движения. По словам инженера-конструктора лаборатории «Двигательные и энергетические установки летательных аппаратов» Алексея Шульца, этот подход позволил упростить конструкцию, снизить массу двигателя на 3% и сократить расход топлива.
Главное отличие российской технологии — отказ от громоздких механических систем управления, таких как карданные подвесы и рулевые машины. Вместо этого применяются электронные регуляторы, которые изменяют подачу топлива — в данном случае спирта — в камеры сгорания. Это даёт возможность мгновенно перераспределять тягу между отдельными камерами и точно управлять направлением движения ракеты без механических узлов.
Как объясняют разработчики, при таком подходе формируется единая реактивная струя, в которой каждая камера может работать независимо. Если мощность одной камеры уменьшается, тяга противоположной увеличивается — так создаётся поворотный момент, позволяющий корректировать курс ракеты. Система способна управлять как отдельными камерами, так и их группами, что обеспечивает высокую манёвренность при взлёте и посадке.