«Умная кожа» для самолётов — разработка учёных ПНИПУ, способная изменить авиацию

Разработка автоматически устраняет обледенение на фюзеляже воздушного судна

Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) создали революционное покрытие «умная кожа», способное автоматически определять появление льда на фюзеляже и удалять его.

Наиболее опасным считается температурный диапазон от 0 до минус 10 градусов. Именно в этих условиях на самолетах формируется «стекловидный» лед — прозрачный, прочный и практически незаметный. В основе технологии — активный вибрирующий компонент (пьезоэлектрический), то есть слой со специальной структурой расположения электродов, который создает мощные вибрации для сброса ледяного покрова.
Пресс-служба ПНИПУ

Подача нагретого воздуха от двигателей или электрические обогреватели не гарантируют стабильной работы и требуют много ресурсов. Современные системы используют пьезоэлектрические элементы, которые вибрируют при подаче тока, разрушая лед толщиной от 1 до 4 мм. Однако многие из них используют простые электроды, которые не отличаются эффективностью.

Новая технология заменяет традиционное расположение электродов на две взаимодействующие подсистемы, которые представляют собой «гребёнки» с штыревыми электродами. Это обеспечивает равномерное распределение электрического поля и эффективное разрушение льда.

При этом особенностью конструкции является встроенная самодиагностика: в режиме очистки сила тока достигает максимума, а после сброса льда падает до минимума. Именно интеллектуальность является ключевым преимуществом данной технологии — система способна самостоятельно определять момент появления льда, активировать процесс очистки и отключаться после его завершения. Это происходит без дополнительных датчиков и позволяет значительно экономить энергию.
Андрей Паньков, профессор кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ

Полный цикл очистки — от обнаружения льда до его удаления — занимает от нескольких секунд до минуты, в зависимости от площади и толщины обледенения. Комбинированное механическое и тепловое воздействие повышает эффективность системы на 30% по сравнению с традиционными методами, а энергозатраты снижаются на 70-90%.

На изобретение уже выдан патент.

Ранее www1.ru сообщал, что гибкие ячейки для обтекателя фюзеляжа или кромки крыла самолёта разработал Ростех.

Читайте ещё материалы по теме:

Источники
ТАСС

Сейчас на главной