Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) создали революционное покрытие «умная кожа», способное автоматически определять появление льда на фюзеляже и удалять его.
Наиболее опасным считается температурный диапазон от 0 до минус 10 градусов. Именно в этих условиях на самолетах формируется «стекловидный» лед — прозрачный, прочный и практически незаметный. В основе технологии — активный вибрирующий компонент (пьезоэлектрический), то есть слой со специальной структурой расположения электродов, который создает мощные вибрации для сброса ледяного покрова.
Подача нагретого воздуха от двигателей или электрические обогреватели не гарантируют стабильной работы и требуют много ресурсов. Современные системы используют пьезоэлектрические элементы, которые вибрируют при подаче тока, разрушая лед толщиной от 1 до 4 мм. Однако многие из них используют простые электроды, которые не отличаются эффективностью.
Новая технология заменяет традиционное расположение электродов на две взаимодействующие подсистемы, которые представляют собой «гребёнки» с штыревыми электродами. Это обеспечивает равномерное распределение электрического поля и эффективное разрушение льда.
При этом особенностью конструкции является встроенная самодиагностика: в режиме очистки сила тока достигает максимума, а после сброса льда падает до минимума. Именно интеллектуальность является ключевым преимуществом данной технологии — система способна самостоятельно определять момент появления льда, активировать процесс очистки и отключаться после его завершения. Это происходит без дополнительных датчиков и позволяет значительно экономить энергию.
Полный цикл очистки — от обнаружения льда до его удаления — занимает от нескольких секунд до минуты, в зависимости от площади и толщины обледенения. Комбинированное механическое и тепловое воздействие повышает эффективность системы на 30% по сравнению с традиционными методами, а энергозатраты снижаются на 70-90%.
На изобретение уже выдан патент.
Ранее www1.ru сообщал, что гибкие ячейки для обтекателя фюзеляжа или кромки крыла самолёта разработал Ростех.
Читайте ещё материалы по теме:
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие