Исследователи Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) установили критические температуры, при которых начинается разрушение углепластиков в процессе механической обработки. Открытие позволит повысить качество и надёжность деталей для автомобильной, авиационной и космической отраслей. Результаты работы опубликованы в материалах международной конференции «Химия. Экология. Урбанистика».
Учёные ПНИПУ в лабораторных условиях нагревали образцы углепластика и фиксировали изменения. В результате было установлено, что процесс разрушения связующей полимерной смолы начинается при температуре 215 °C. Потеря массы материала на 2% происходит в диапазоне 215–335 °C, а при нагреве до 470 °C потери достигают 15%.
Эксперименты на специальном стенде для резки показали, что при стандартных скоростях обработки температура в зоне контакта инструмента с материалом легко превышает 260 °C и может достигать 350 °C и выше, что неизбежно ведет к повреждениям.
Углепластики, сочетающие лёгкость и прочность, широко используются для снижения массы транспортных средств. Однако при обработке режущим инструментом материал может перегреваться, что приводит к скрытым дефектам. Проблема заключается в отсутствии специализированных стандартов: производители часто применяют параметры, разработанные для металлов.
Исследование проведено в рамках программы «Приоритет-2030». Полученные данные помогут разработать оптимальные режимы обработки композитных материалов, предотвращающие их термическое повреждение и повышающие долговечность готовых изделий.
Читайте ещё материалы по теме:
Цемент вместо рубероида: в УрФУ улучшили технологию гидроизоляции бетона
Система распознавания эмоций по голосу и мимике MASAI разработана учёными СПб ФИЦ РАН
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие