Крупные игроки рынка грузоперевозок — ПЭК и «ЭвоКарго» — проанализировали экономический эффект от внедрения автономных грузоперевозок. Согласно их исследованиям, полный переход на беспилотные технологии позволит снизить затраты на топливо до 7%, сократить сроки доставки минимум на 10% и увеличить время непрерывной работы грузовиков до семи часов в сутки.

Современные автономные системы управления учитывают множество факторов: от скорости движения и погодных условий до дорожной обстановки и приближения спецтранспорта. По словам Александр Дьяконова, директора по транспортной логистике ПЭК, алгоритмы самостоятельно выбирают оптимальный режим движения, минимизируя лишние затраты. Сейчас в кабине всё ещё находится водитель-испытатель, но в будущем, когда необходимость в нём отпадёт, компании смогут дополнительно сэкономить 2–7% на отоплении и вентиляции салона. К тому же, в отличие от обычных транспортных средств, роботизированному грузовику не нужно делать перерыв каждые 4,5 часа в соответствии с требованиями к режиму труда и отдыха.
Компании выделяют несколько ключевых преимуществ:
- Снижение износа деталей (до 5%) за счёт более плавного управления.
- Увеличение времени в пути (на 44% больше, чем 16-18 часов у обычных водителей).
- Сокращение сроков доставки (например, путь из Москвы в Екатеринбург можно уменьшить с двух суток до одних).
«ЭвоКарго» приводит конкретные цифры: дизельный грузовик на маршруте Москва — Санкт-Петербург (700 км) тратит около 310 литров топлива, что в текущих ценах обходится примерно в 22 тысячи рублей. Электрогрузовик на том же расстоянии потребляет энергии на 14 тысяч рублей, что делает его более выгодным вариантом.
Василий Жуков из «ЭвоКарго» отмечает, что термин «беспилотный транспорт» не совсем точен — корректнее говорить о «высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС), поскольку текущая формулировка не отражает реальный уровень автономности.
Для развития автономных перевозок важно прийти к пониманию терминов. Более корректным видится название «высокоавтоматизированное транспортное средство» (ВАТС). На текущий момент понятие «беспилотный транспорт» не учитывает уровень автоматизации и может подразумевать дистанционное управление.
Сейчас автономные перевозки в России работают в экспериментальном режиме, регулируемом постановлениями правительства. Однако для массового внедрения технологии необходим полноценный федеральный закон, который чётко пропишет зоны ответственности, алгоритмы действий в нештатных ситуациях и механизмы страхования.
Читайте ещё материалы по теме:
Дорогу автоматизации: КАМАЗ внедряет роботизированные комплексы для производства ключевых деталей
Искусственный интеллект Smart Engines проверит надежность контрагентов для грузоперевозок