Перед длинными выходными и Днем России мошенники активизируются. Они используют фейковые розыгрыши, «выплаты ко Дню России», поддельные уведомления от банков и звонки от лже-сотрудников МВД, чтобы выманить деньги у людей. Об этом рассказал член комитета Госдумы по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
В преддверии государственных праздников, особенно когда граждан ждут длинные выходные, мошенники традиционно активизируются. День России — не исключение. На фоне праздничной расслабленности и снижения информационной бдительности людей, злоумышленники подстраивают свои схемы под патриотическую и социальную повестку. Важно заранее предупреждать граждан о возможных угрозах. Одна из наиболее популярных схем — фейковые праздничные розыгрыши и «выплаты ко Дню России».
Немкин рассказал, что мошенники рассылают людям ссылки от имени госорганов, «Госуслуг» или банков. В сообщениях обещают выплаты в размере 10 тысяч рублей и другие «государственные подарки». Для получения денег якобы нужно ввести данные карты, авторизоваться на поддельном сайте или установить приложение.
Это — чистой воды фишинг. Ни один орган власти не проводит выплаты подобным способом.
Немкин объяснил, что вторая схема — это поддельные уведомления от банков или платежных систем. Например, вам приходит сообщение о праздничной выплате и просьба подтвердить вход. Ссылки ведут на сайты, которые выглядят как официальные, но на самом деле созданы для кражи логина и пароля от онлайн-банка. Такие атаки особенно опасны, если у вас подключены SMS-коды. Получив и логин, и одноразовый код, злоумышленники получают полный доступ к вашему счёту.
По словам Немкина, часто мошенники звонят от имени сотрудников МВД, прокуратуры или службы финансового мониторинга.
Используя панику и атмосферу «усиленных проверок в праздники», мошенники запугивают граждан тем, что с их счётом якобы связаны подозрительные переводы. Далее предлагают «перевести средства на безопасный счёт» — что является классической схемой хищения.
Немкин подчеркнул, что ключевое правило обеспечения безопасности — не переходить по ссылкам из сомнительных источников, особенно если это касается «государственных мероприятий» и «выплат».
Все официальные меры социальной поддержки предоставляются исключительно через государственные каналы, такие как сайты государственных услуг, сайты ведомств и крупных средств массовой информации. Невозможно получить доступ к этим мерам через мессенджеры без предварительной регистрации.
Важно помнить, что сотрудники банков и государственных органов никогда не будут связываться с вами по телефону, чтобы попросить перевести деньги или предоставить коды доступа. Если кто-то по телефону требует от вас срочных действий, перевода денег или авторизации, это, скорее всего, мошенники. В таких ситуациях лучше всего просто завершить разговор и позвонить по официальному номеру банка или учреждения.
Главное — это осознанность самих граждан. Чем выше бдительность — тем ниже шансы на успех у мошенников, даже самых изощренных.
Ранее специалисты «Касперского» выявили поддельный менеджер паролей KeePass, который злоумышленники использовали для кражи данных пользователей. Пароли из базы сохранялись в незашифрованном виде, что позволяло мошенникам получать доступ к учётным записям.
Читайте еще по теме:
Как вести себя в разговоре с мошенниками: совет от МВД
Мошенники убеждают россиян взять автокредит: вот как они это делают
На «Госуслугах» появится функция подачи заявлений о мошенничестве
Данные как на ладони: зачем и каким образом мошенники взламывают «Госуслуги» россиян
Росатом: квантовые вычислители помогут выявлять мошенников