В настоящее время качество материалов для авиационной техники оставляет желать лучшего, что не позволяет применять их в серийном производстве. Для изготовления деталей и их обработки используются американские и европейские материалы, доступ к которым затруднён. Чтобы решить эту проблему, власти готовы выделить более 1 миллиарда рублей на замену этих материалов для беспилотников, самолётов SSJ-100-NEW, Ту-214 и других воздушных судов.

Министерство промышленности и торговли направило более 1,1 миллиарда рублей на создание материалов для российских самолётов и беспилотных летательных аппаратов.
13 марта 2025 года на сайте государственных закупок были опубликованы два тендера с кодовыми названиями «Тяга» и «Отсек».
В рамках первого тендера Министерство промышленности и торговли заказало проведение научно-исследовательской работы (НИР) по созданию новых материалов и технологий их производства для перспективных и серийных авиационных и вертолетных двигателей. Эти разработки должны быть использованы в отечественных самолётах и винтокрылых летательных аппаратах.
Стоимость заказа составляет 597 миллионов рублей.
В рамках второго тендера ведомство планирует провести научно-исследовательские работы, направленные на создание технологий производства полуфабрикатов из алюминиевых сплавов и сталей, а также разработку импортозамещающих полимерных композиционных и функциональных материалов для авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты (шифр «Отсек»).
Максимальная стоимость закупки составляет 560 миллионов рублей.

В документации по тендеру на закупку «Отсека» указано, что при массовом производстве листовых компонентов для элементов механизации крыла возникают определённые трудности, которые приводят к низкому проценту брака из-за плохого качества поверхности листов. Это ограничивает поставки данной продукции на авиационные заводы и производство авиационной техники.
Кроме того, исполнитель должен создать продукт, который заменит герметик производства PPG (США), а также предложить методы оптимизации процесса сборки компонентов и конструкций для авиационной техники, в том числе при проведении ремонтных работ.
В условиях недостатка на рынке России однокомпонентных влагостойких флуоресцентных лаков для защиты печатных плат бортовых радиоэлектронных устройств и систем автоматического управления требуется создание отечественного влагостойкого и ремонтопригодного флуоресцентного лака, который сможет заменить импортные материалы.
Результаты работы могут быть применены на российских заводах, занимающихся производством самолётов и деталей для них. В частности, они могут быть использованы при изготовлении компонентов и элементов планера самолётов Ил-114-300, SSJ-100-NEW, Ту-214, а также беспилотных летательных аппаратов.
Возможные покупатели: ПАО «Ил», ПАО «Туполев», ПАО «Яковлев», ПАО «ВАСО», ПАО «КУМЗ», АО «Металлургический завод «Электросталь», АО «Кронштадт» и другие организации, которые входят в состав Объединённой авиастроительной корпорации.
В рамках научно-исследовательской работы, которая проходит под шифром «Тяга», планируется создать технологии и материалы, необходимые для изготовления двигателей.

В официальных документах Министерства промышленности и торговли говорится, что в настоящее время в России не хватает мощностей для производства кольцевых заготовок.
Для авиастроительной отрасли требуются заготовки с более мелкой зернистостью и равномерной структурой по всему сечению. Также необходимо использовать новые материалы с улучшенными прочностными свойствами.
Для решения этой проблемы нужно разработать технологию производства крупных кольцевых заготовок методом горячего изостатического прессования.
Чтобы предотвратить появление ржавчины на деталях, используют специальные покрытия, которые уменьшают трение. Среди наиболее популярных покрытий можно выделить материалы из Швейцарии. Однако их поставка для производства двигателей сопряжена с определёнными сложностями. В связи с этим необходимо создать отечественный аналог.
Министерство предполагает, что потенциальными покупателями станут предприятия, входящие в состав Объединённой двигателестроительной корпорации: ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Пермские моторы», АО «ОДК-Климов» и АО «ОДК-Сервис».
В документации по обоим тендерам указаны материалы из США и Европы, которые необходимо заменить. В процессе выполнения работ необходимо обеспечить соблюдение требований федерального закона «О коммерческой тайне».
Работы по обоим тендерам должны быть завершены к 1 декабря 2027 года.
Ранее инженеры российской компании «Стратолинк» приступили к разработке двух стратосферных беспилотных летательных аппаратов под названием «Аргус». Дроны смогут подниматься на высоту около 18–25 километров и находиться в воздухе в течение месяца и более благодаря четырём электрическим двигателям.
Читайте ещё материалы:
Российского «убийцу» Starlink протестируют в Арктике
ОДК раскрыла производителя лопаток турбины и камеры сгорания авиадвигателя ПД-8 для лайнера SJ-100
В России придумали революционный метод диагностики турбореактивных двигателей в собранном состоянии
Решение еще не принято: Росавиация опровергла слухи о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
История редактирования комментария