Финансовые учреждения запускают сервисы «второй руки», чтобы защитить клиентов от мошенничества. Эти услуги позволяют назначить доверенное лицо, например, родственника, которое сможет отклонять подозрительные операции. Рассказываем о происходящем подробнее.
В декабре Т-Банк запустил сервис, который позволяет назначить доверенное лицо, способное проверять и отклонять определённые операции при наличии подозрений на мошенничество. Сервис охватывает переводы на незнакомые реквизиты, заявки на кредиты и досрочное закрытие вкладов.
На дополнительную проверку будут отправляться только те операции, которые соответствуют определенным рисковым условиям — около 2% от всех действий клиента. Доверенное лицо получит СМС или пуш-уведомление и будет иметь 24 часа для подтверждения транзакции, иначе она будет отклонена.
Эта услуга особенно важна для пожилых людей, которые более уязвимы к методам социальной инженерии мошенников. Она также поможет защитить подростков от обмана, связанного с псевдоработой, и предотвратить случаи, когда они становятся «дропами» — оформляют карты для дальнейшей перепродажи злоумышленникам.
По оценкам Т-Банка, сервис позволит ежегодно предотвращать потери более 1,5 миллиарда рублей.
У «Сбера» также есть аналогичная услуга, но без права отклонения операций родственником. Она позволяет делиться информацией о расходах и доходах по карте с близким человеком. При подключении сервиса выбранный человек будет получать уведомления об операциях по карте, что поможет вовремя реагировать на подозрительные списания. Однако в отличие от Т-Банка, в «Сбере» эта опция платная — по информации с сайта банка, она стоит 99 рублей за каждого человека, которому будут приходить уведомления.
Что думают в Центробанке?
Банк России несколько лет назад рекомендовал кредитным организациям внедрить сервис «второй руки» для защиты пожилых людей и людей с инвалидностью от мошенников. Он позволяет назначить помощника, который сможет отклонять подозрительные переводы и получать информацию о попытках подопечного снимать крупные суммы наличных. Помощник должен помочь разобраться в ситуации.
В ЦБ отметили, что пока лишь небольшое число банков откликнулось на рекомендации и внедрило сервис уведомлений для пожилых клиентов. Эти люди часто становятся жертвами мошенников, выполняя их указания и не сообщая близким о своих действиях. В результате они теряют деньги.
На основе рекомендаций ЦБ был разработан законопроект о внедрении сервиса «второй руки», который уже принят в первом чтении. Согласно ему, системно значимые банки будут обязаны предлагать такую услугу своим клиентам.
Читайте ещё по теме:
Новая схема мошенничества появилась в России
Базу биометрических данных мошенников захотели создать в России
Злоумышленники научились красть деньги у россиян через «Госуслуги»