Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые прибыл в Китай и участвует в Международной аэрокосмической выставке Airshow China-2024 в Чжухае. Однако, как пишут эксперты Bulgarian Military, самолёт на выставке подпортил себе репутацию быстрого, незаметного и неуязвимого союзника или противника.
Один из наблюдателей на авиашоу запечатлел истребитель очень близко, и снимки стали вирусными: эту российскую боевую машину увидеть и разглядеть вблизи практически невозможно. Оказалоссь, что у Су-57 на фюзеляже и крыльях множество винтов, а не заклёпок, которые обычно используются в конструкции малозаметных самолётов.
Заклёпки улучшают аэродинамические свойства малозаметных самолётов: они дают гладкую поверхность, оптимальную для нанесения радиопоглощающих покрытий, которая минимизирует сопротивление воздуха, позволяя летать более эффективно и маневренно. Также заклёпки обеспечивают более равномерное нанесение специализированных покрытий по сравнению с винтами, которые могут требовать доработки и приводить к появлению микротрещин.
Использование винтов вместо заклёпок вызывает серьёзные опасения по поводу скрытности самолёта от радаров. Заклёпки создают более прочное и гладкое соединение между панелями, в то время как винты слегка выступают, отражая радиолокационные волны. Это различие имеет решающее значение, поскольку даже самые незначительные неровности поверхности могут повысить вероятность обнаружения самолёта радарами. Каждая такая неровность ухудшает скрытность самолёта, делая его более уязвимым для вражеских радиолокационных систем. Более того, заклёпочные соединения обеспечивают целостность конструкции при интенсивных нагрузках, испытываемых при маневрировании на высокой скорости. В отличие от винтов, которые могут ослабнуть из-за вибрации, заклёпочные соединения остаются надёжными и стабильными, что является жизненно важным требованием для самолётов, эксплуатируемых в боевых условиях.
Аэродинамические свойства малозаметных самолётов также улучшаются благодаря клёпке; гладкая поверхность, которую она обеспечивает, минимизирует сопротивление воздуха, позволяя летать более эффективно и маневренно. При таких скоростях, особенно близких к звуковому барьеру или превышающих его, даже незначительные неровности поверхности могут существенно повлиять на аэродинамические характеристики.
Кроме того, для нанесения радиопоглощающих покрытий требуется гладкая поверхность. Заклёпки обеспечивают более равномерное нанесение этих специализированных покрытий по сравнению с винтами, которые могут требовать доработки и приводить к появлению микротрещин. Любые дефекты этого покрытия не только повышают риск обнаружения, но и снижают эффективность самой технологии маскировки.
Но эксперты,впрочем, выдвинули и другую теорию: у прилетевшего в Китай Су-57 винты могут представлять собой временное крепление, используемое на этапе прототипирования или для предсерийного самолета для облегчения возможных модификаций или ремонта. Либо же винты использовались для крепления легко заменяемых панелей или компонентов, к которым требовался быстрый доступ во время технического обслуживания. Такие панели обычно располагаются в местах, которые считаются менее важными с точки зрения видимости на радарах. Однако такие объяснения мало что давали скептикам, которые утверждали, что винты нарушают обтекаемую аэродинамическую форму самолёта и ухудшают его способность поглощать радиоволны, что важно для обеспечения малозаметности.
Однако Су-57 не может сравниться по малозаметности со своими американскими аналогами. Имея эффективную площадь рассеяния от 0,1 до 0,5 квадратных метров, Су-57 остаётся заметным для радаров, что ставит под сомнение эффективность технологий малозаметности, использованных при его разработке.
Читать материалы по теме:
Новое оружие для «Преступника»: истребитель Су-57 получит тактическую ракету С-71К «Ковер»
Грачи прилетели: опубликовано мощное видео боевой работы Су-25С по технике противника
Мозг железной птицы: появились уникальные кадры вычислителя Су-57