СМИ Китая активно рассказывают о быстрорастущей авиационной промышленности страны. Однако по-настоящему великие державы не крадут проекты и не копируют их несанкционированно, попирая права интеллектуальной собственности. Такое мнение в статье для Eurasian Times высказал ветеран ВВС Индии Анил Чопра. Он перечислил советские и российские самолеты, которые скопировали в КНР.
Большинство самолетов в ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) являются несанкционированными копиями, полученными путем реверс-инжиниринга. Кража иностранных военных технологий является слабостью Китая. Таким образом, страна избежала дорогостоящих и трудоемких НИОКР.
Первыми скопированными самолетами были двухместные учебные JJ-2. Их построила китайская компания Shenyang Aircraft Corporation, используя технологии МиГ-15УТИ. В шестидесятых страна собирала копии МиГ-15 и МиГ-17 под названиями J-5 и J-6. Позднее властям удалось получить лицензии на производство этих самолетов.
Китайские разработчики пытались создать собственный всепогодный истребитель-перехватчик. Они изучили технологии ряда стран, включая США и СССР. Так появился самолет J-8, который называют копией МиГ 21 и Су-15.
J-8 представили в середине шестидесятых, но из-за кризиса в стране он не производился до 1979 года. Самолет поступил на вооружение НОАК лишь в 1980 году. По данным Eurasian Times, таких самолетов было построено около 300 штук.
Следующий шаг в авиационной промышленности китайцы сделали в семидесятых.
В 1970-х годах Shenyang Aircraft Corporation предложила новую конструкцию легкого истребителя с британским двигателем Rolls-Royce Spey 512. Он должен был обладать лучшей маневренностью, чем МиГ-19 и лучшей скороподъемностью, чем МиГ-21.
Только в 1998 году Китай представил самолет J-11. Это была версия истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27СК. Оказалось, что власти КНР заключили с Россией соглашение на сумму 2,5 миллиарда долларов, по которому стране предоставили лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК под названием J-11.
В рамках соглашения J-11 должны были быть оснащены российской авионикой, радарами и двигателями. Однако в 2004 году после выпуска 100 единиц совместное производство базового J-11 в Китае было остановлено.
В нулевых сообщалось, что в КНР рассматривают возможность замены российских компонентов самолетов J-11 (копия Су-27СК) на китайские. Предлагалось заменить РЛС, двигатель и ракеты класса «воздух-воздух».
Очевидно, что китайцы овладели искусством кражи проектов самолетов. Кроме того, многие советские авиаконструкторы переехали в Китай в 1991 году.
Читайте еще по теме:
Bulgarian Military: в Китае заявили, что их истребитель Су-27СМ3 превосходит российский Су-27