Российские микробиологи ищут в Арктике гигантские вирусы

Исключать то, что эти вирусы смогут вызывать какие-то инфекции у человека, невозможно

Поиск вирусов — часть работы экспедиции Арктического плавучего университета-2024 (АПУ-2024). Она проходит на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов».

Как отмечает находящийся в составе экспедиции корреспондент ИА «ТАСС», учёные уже провели забор воды на океанологическом разрезе от мыса Флора острова Нортбрука Земли Франца-Иосифа до Русской Гавани Новой Земли. Экспедиция преодолела сложные погодные условия и движется домой, к заливу Русская Гавань. При благополучных обстоятельствах учёные и экипаж корабля произведут скорую высадку на землю.

С собой океанологи везут пробы воды, взятые на разной глубине на 14 станциях благодаря розетте с барометрами. Приборы при погружении измеряют температуру и солёность, ведут отбор проб на содержание кислорода и другие гидрохимические параметры. Затем они берут воду с разных горизонтов и донные отложения — их проверят на содержание микропластика, тяжёлых металлов, органических загрязнителей, радионуклидов, планктона.

В пробах учёные ожидают увидеть и гигантские вирусы, размеры которых сопоставимы с размерами бактерий. На таких вирусах даже есть свои паразиты-вирусы, вирофаги. Эти гигантские вирусы целенаправленно в Арктике российские микробиологи ищут впервые.

Я бы хотел найти новых представителей данной группы, новых гигантских вирусов. Я планирую собрать пробы почвы, уже собрал пробы морской воды. Далее я планирую проверить эти пробы на наличие представителей гигантских вирусов, либо вывести их в культуру и уже искать их в культуре, либо подтверждать их наличие с помощью молекулярных методов. То есть, например, ставить ПЦР с праймерами к консервативным участкам их генома.

Иван Горохов, сотрудник группы метагеномных исследований отдела эпидемиологии Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера

Для России исследования этих вирусов на своей территории в случае обнаружения будут инновационными. Да и само понятие гигантских вирусов для мировой науки относительно молодо: первый из них открыли только в 2003 году. Обнаружены уже несколько их родов по всему миру.

Как рассказал «ТАСС» заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины Артемий Гончаров, пока в мировой науке даже неясно, относить ли гигантские вирусы к вирусам, или же в отдельную категорию, так как «скорее всего, это что-то параллельно развивающееся, потому что у них очень мало общих с традиционными вирусами генов».

Некоторые образцы ДНК гигантских вирусов, в частности, уже иногда обнаруживались в лабораториях в материале пациентов с респираторными инфекциями. А часть гигантских вирусов на российской территории учёные увидели в образцах, взятых из ископаемых животных в многолетних мёрзлых грунтах Якутии.

Пока неизвестно, способны ли эти вирусы вызывать какие-то инфекции у человека и млекопитающих.

Потому что одно дело, если это безвредный вирус, тогда, скорее всего, основное направление исследований — это изучение его эволюционной истории. Если же там есть какие-то характеристики, которые позволяют ему быть патогеном, то тогда нужно организовывать эпидемиологические исследования, для того, чтобы посмотреть, не встречались ли, например, ДНК этих вирусов у людей при различных формах патологии.

Артемий Гончаров, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины

По его словам, учёные в России и мире пока находятся только на стадии накопления информации о гигантских вирусах.

Читать материалы по теме:

19 месяцев в Арктике: возвращается первая в мире российская экспедиция на ледостойкой платформе

Росэлектроника объяснила, почему США отстают от России в освоении Арктики