Минобороны России получило новую партию учебно-боевых самолетов Як-130 от госкорпорации «Ростех». Эти самолеты для основной и повышенной подготовки летчиков уже много лет выпускает Иркутский авиационный завод в составе ОАК (входит в «Ростех»).

Маневренный Як-130 обучает пилотов боевых самолетов четвертого и пятого поколения, при этом он работает в условиях, приближенных к боевым. В процессе обучения он может как сымитировать условное применение вооружения «воздух-воздух» и «воздух-земля», так и применить боевое вооружение.

Внутри Як-130 — современный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования с жидкокристаллическими цифровыми индикаторами и коллиматорным индикатором на фоне лобового стекла в передней кабине. Там нет ни одного аналогового прибора.

Комплексная цифровая электродистанционная система управления от КРЭТ (входит в «Ростех»), которая позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и обучать летчиков управлению истребителями различных классов.

Предусмотрено и сохранение жизней обучаемого пилота и инструктора. Если на борту чрезвычайная ситуация, а пилот и его инструктор не справились с управление по каким-то причина, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли. Также проработана и система катапультирования пилотов.

При необходимости Як-130 способен быстро трансформироваться из учебного в боевой самолет и атаковать противника, выполняя задачи легкого штурмовика.

Он способен:

  • уничтожать отдельные наземные объекты и малоскоростные воздушные цели. Если нужно поразить наземные цели, то Як-130 сделает это в радиусе 680 км;
  • поднять в воздух 3000 кг боевой нагрузки. В частности, это ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 с инфракрасными головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр, авиабомбы калибра от 50 до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25, подвесной контейнер с пушкой ГШ-23Л;
  •  быстро набрать высоту: этот самолет — мировой рекордсмен в своей категории по скороподъемности на различные высоты. Например, до высоты 9 км с полезной нагрузкой 2000 кг он поднимется  за 4 минуты 43 секунды.

Известно, что  сейчас ОАК работает над новым учебным «яком». Испытания Як-152 завершены в декабре 2023 года. Сейчас специалисты работают над локализацией его двигателя и адаптацией под этот самолет вертолетного мотора ВК-650.  

Читать материалы по теме:

Истребитель Су-57 ВКС России — что о нем известно

Аналитик Меркурис назвал способ подавления американских дронов RQ-4B Global Hawk над Чёрным морем

Любимый самолет Лукашенко: что известно про российский истребитель Су-30СМ2

Сейчас на главной