Ученые Института цветных металлов СФУ разработали новую технологию производства сварочной проволоки, которая дает более высокопрочное сварное соединение листов из сплава алюминия с магнием. Эта проволока, как отмечают в СФУ — своего рода «металлический клей».
Она более устойчива к факторам, которые влияют на разрушение сварочного шва. Такая сварочная проволока упростит производство конструкционных изделий для автопрома, ракетостроения, судостроения и самолетостроения.
Достичь прочности сварочной проволоки удалось в рамках Национального проекта «Наука и университеты» благодаря двум изменениям в технологии ее производства. Первое — использование в процессе производства установки совмещенного литья-прокатки-прессования, запатентованной и разработанной сотрудниками института. Оно оказалось значительно менее затратным, и выдающим больший выход годного металла.
Второе — изменение в составе сплава, из которого состоит проволока.
«Особенностью нового российского алюминиево-магниевого сплава 1580 является малая добавка в его состав редкоземельного элемента скандия, что придаёт ему особую прочность. Также сплавы системы алюминий-магний обладают такими свойствами, как свариваемость и коррозионная стойкость, что выделяет их среди других алюминиевых сплавов. Для сварки листов из сплава требуется проволока того же химического состава — это позволит добиться максимальной надёжности, прочности при соединении деталей, что особенно важно в автомобилестроении, судостроении, ракетостроении и производстве материалов для воздушных судов различного назначения.
Скандий — один из самых дорогих металлов в мире. При традиционном методе изготовления проволоки прессованием в отвал попало бы до 20% сплава. Однако метод совмещенного литья и прокатки-прессования делает потери при производстве минимальными.
Читать материалы по теме:
Новые материалы для российских двигателей, турбин и накопителей созданы в РТУ МИРЭА
Россия разрабатывает средства для управления высокоскоростной магнитной микроэлектроникой