Российская тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5» выполняет свою миссию, взлетев с Восточного сегодня в полдень по московскому времени. Третий пуск был благополучным, и уже известно, что разгонный блок «Орион» ракеты вывел часть полезной нагрузки на орбиту в виде малого спутника «Гагаринец». Спутник типа Cubesat 3U от частников из Avant Space предназначен для отработки элементов служебной платформы. Миссия продолжается.

На Земле за пуском ракеты следили десятки тысяч человек по всей России и по всему миру. Глава госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов после того, как стало ясно, что полёт идёт в штатном режиме, выступил перед журналистами на коротком брифинге. Он поблагодарил за работу всех, кто участвовал в создании и в запуске «Ангары-А5».

По его словам, впереди ещё много задач и много работы над ракетой. Пуск — только начало лётно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Амур» с ракетами-носителями «Ангара» на космодроме.

В 2028 году «Ангара» обзаведётся опытом пуска пилотируемого корабля, и к этому времени надо сделать ракету максимально надёжной.

Это были тяжёлые три дня, потому что это не телевизионное шоу и не запуск праздничного фейерверка. Это рутинная тяжёлая работа. Мы приступили к старту лётно-конструкторских испытаний, которые предназначены для того, чтобы выявить все недочёты, все нюансы и обеспечить надёжность в будущем при серийных запусках «Ангары». Это всего-навсего четвёртый пуск тяжёлой «Ангары» за десять лет, ракета ещё не набрала нужного уровня готовности, это естественный процесс. Это новый космодром [«Ангара-А5» первая тяжёлая ракета для Восточного, — прим.ред.], это совершенно новый автоматический старт, и все те технические сбои, которые произошли позавчера и вчера — это нормальная работа для всех нас. Нам предстоит очень много работать с этой ракетой, чтобы обеспечить её надёжность. Надеюсь, в 2028 году можно будет запускать пилотируемый корабль!
Глава ГК «Роскосмос» Юрий Борисов

Особо глава космического ведомства отметил работу и усилия боевого расчёта, который занимался пуском.

Я искренне поблагодарил сегодня боевой расчёт. Только благодаря их усилиям — они не сложили рук, вдумчиво работали над исправлением всех ситуаций — в конце нас всех сегодня ждал успех.
Глава ГК «Роскосмос» Юрий Борисов

В том, что «Ангара-А5» стартовала сегодня, также есть заслуга десятков российских предприятий и тысяч самых разных иных специалистов. От «Роскосмоса» это:

  • Центр Хруничева — разработчик и изготовитель ракеты-носителя «Ангара-А5»;
  •  РКК «Энергия» — изготовитель разгонного блока «Орион»ж
  •  ЦЭНКИ — как оператор российских космодромов;
  •  НПО «Энергомаш» — как создатель двигателей для ракеты-носителя;
  •  НПЦАП — отвечал за системы управления ракеты и разгонного блока;
  •  РКС — ответственность за средства измерения;
  •  ЦНИИмаш — научно-методическое и экспертное сопровождение.

Если считать ресурсы вне космической госкорпорации, то, например, холдинг «Росэлектроника» «Ростеха» за пять лет с нуля построил новый стартовый комплекс. Это более миллиона метров кабельных линий, около полутора тысяч наименований оборудования и иных компонентов и сотни часов труда под открытым небом.

По данным ЦЭНКИ, стартовый комплекс занимает 109 гектаров и рассчитан на 10 пусков ракет семейства «Ангара» в год в грузовом и пилотируемом вариантах. Рядом с ним достроены или находятся в процессе стройки более ста зданий и сооружений.

Поучаствовали в изготовлении стартового комплекса и корабелы из ОСК. Специалисты Центра судоремонта «Звёздочка» с 2015 года изготовили и отправили на космодром ряд важных элементов пускового стола. Именно два почти 90-тонных лонжерона «Звёздочки» сделали возможным запуск с базовой модели стартового стола тяжёлой ракеты, усилив объект.

В числе других объектов инфраструктуры стартового комплекса от этих специалистов оказались:

  • комплект облицовки газоотражателей стола и деталей комплекта запасных монтажных частей. Было раскроено, обработано, собрано и сварено почти 1500 тонн метала;
  •  металлоконструкции поворотных корневых секций ферм удержания и обслуживания кабель-заправочной башни;
  • корпус и крышки вакуумной установки для технического комплекса нового космодрома.

А на «Уралкриомаше» в составе УВЗ «Ростеха» создали систему заправки жидким кислородом разгонного блока, систему подачи воды для охлаждения стартового стола и систему заправки нафтилом ракеты. Кроме того, «Уралкриомаш» разработал и выпустил особые цистерны для нафтила, в которых топливо прибыло на Восточный.  

avatar

Очень важная тема в том что модульность ракеты состоялась и теперь главное сделать ее движки первой ступени возвращающимися. Такой маленький шажок во всей этой большой схеме а мы получим не возвращаемые движки что более дешево и возвращаемые что хоть и дороже но много разовей. И тогда комплекс Ангара может быть полностью упакован. Будет две схемы возврата одна полосатая полностью пакетом и наша по каждому движку отдельно. На первый взгляд это сложно как у Макса но на самом деле гораздо легче чем у него.

Сейчас на главной